Москва по-прежнему в дыму: в области продолжают гореть 150 га леса. Каждый день в Подмосковье из столицы на помощь пожарным выезжает автобус с добровольцами.
В очередной раз промывая глаза от едкого дыма, окутавшего столицу, я решил: хватит! Пора и мне внести свой вклад в тушение лесных пожаров в Подмосковье, раз уж МЧС не справляется. Глядишь, так дело пойдет быстрее, и воздух в городе снова станет невидимым. Тем более несколько дней подряд само МЧС через СМИ взывало о помощи в тушении огня.
Решив записаться в стройные ряды добровольцев, я первым делом позвонил в Главное управление МЧС по Московской области, где мне дали телефон штаба пожаротушения. Сказали: там дадут всю информацию. Однако дежурный в штабе сообщил, что бригады добровольцев собирает не само МЧС, а вызвавшиеся им помочь в этом деле некие экологи из движения «Наши», и дал мне номер мобильного комиссара движения Ивана Косова.
«Завтра, 10 августа, к 9 часам утра приходите к нашему офису на
«Брать с собой лопату или рукавицы какие?» — спрашиваю я. «Вы, главное, плавки с собой берите, — радушно отвечает Косов. — Там, где мы будем, есть прекрасное озеро — накупаемся от души!»
Это мне показалось странным, ведь Иван сам только что говорил, что не знает, куда именно мы поедем. Откуда такая уверенность, что «накупаемся»?
«Озеро будет, — смеясь, поясняет он. — Там, куда мы ездим тушить пожары, обычно всегда находятся озера — из них берется вода». «А
Во вторник уже в 8.30 утра я был по адресу. В этот ранний час у двухэтажного здания без всякой вывески собрались около четырех десятков таких же, как и я, полусонных добровольцев, в основном студенты и молодые люди около 30 лет. Почти все добровольцы — мужчины. Женщин и девушек — всего шесть. Оказался среди добровольцев и
«Вот черт, — звучит голос молодого парня лет 23. — Я МЧС помогать приехал, а тут, похоже,
Обстановка разряжается, когда перед собравшимися появляется молодой комиссар «Наших» Арсений Макаровский, который возит добровольцев на подмогу спасателям уже целую неделю. «Да, у МЧС недостаточно кадров для организации добровольцев, вот мы им и помогаем», — поясняет он. Выясняется, что едем мы в Луховицкий район, где бушуют одни из самых сильных в Подмосковье пожаров. «Будем чистить подлесок, — рассказывает Арсений. — В обед перекусим, затем сходим искупаться. Снова поработаем, снова искупаемся. Около 8 вечера закончим».
В 9.00 отправляемся. Около десятка человек решают ехать на своих машинах, остальные 27 человек, включая меня, рассаживаются в автобусе, напичканном кондиционерами. По дороге успеваю разговориться с двумя женщинами лет 30 — Зоей Константиновой и Анной Куц. «Мы обе медики, москвички, работаем в дерматологической клинике, — рассказывает Зоя. — Вот взяли отпуск и уже пятый раз едем помогать пожарным. Хотим помочь хоть
К месту, на
«Волонтеры работают только на безопасных участках и в прямом тушении не участвуют: такое решение приняло МЧС, — поясняет Арсений. — Торф иногда в метр глубиной, выгорает — образуются пустоты. Можно провалиться и сгореть заживо».
Мы вписали свои имена в список. Мэр раздает нам перчатки, топоры, сучкорезы, лопаты. Нас делят на бригады по пять человек с бригадиром во главе. В нашей группе главный — метростроевец Грибанов, приезжающий уже в третий раз. «Мы этим летом сдали две станции метро — „Достоевская“ и „Марьина Роща“, — говорит он мне. — Меня отправили в отпуск, я решил сделать
Кроме него в бригаде двое мужчин и две женщины. Корчуем кустарник и складываем у дороги. За ним подгоняют «КамАЗы», и мы закидываем ветки в кузов. Уже через час от подлеска очищен участок 50 на 100 метров. Объявляется перерыв.
«Подходите на чай!» — призывает мужчина лет 40, преподаватель английского языка Алексей. С утра, перед поездкой, он сам приготовил шесть литров чая — на всех. «Я с
Впереди еще два часа работы, позже обещают купание, а затем снова за дело. Уже начинаю думать, как поеду домой в метро весь черный от земли и копоти. Конечно, я ждал, что приму участие в борьбе с огнем. Но и тут чувствую: хорошее дело делаю. Люди
Москва,
Паспорт; хлопковую одежду, которую не жалко; закрытую обувь; воду; продукты питания, не портящиеся на жаре; купальник или плавки; индивидуальные лекарства; респиратор или медицинскую маску.
Волонтерам предоставляется кондиционированный автобус. Однако желающие могут добираться до места добровольных работ на собственном транспорте.
В различных лесах Подмосковья