С начала года обанкротился уже третий официальный дилер "АвтоВАЗа" - "Ростокино-авто". "Труд" узнал, что сейчас происходит в московских центрах продаж автомобилей и как живут их сотрудники. Часть из них потеряли работу, а те, кто ее сохранил, вынуждены мириться с сокращением зарплаты, иногда трехкратным.
За первые шесть месяцев 2009 года продажи новых автомобилей в России упали в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, посчитали в Ассоциации европейского бизнеса. В первую очередь от этого пострадали менеджеры по продажам машин. "Последние два года я работал в ведущих автоцентрах Москвы и очень неплохо себя чувствовал, - вспоминает Илья, бывший менеджер по продаже автомобилей Volkswagen. - Мой базовый оклад был небольшим - всего лишь 10 тысяч рублей, но основные деньги я получал за счет бонусов. В июле прошлого года у меня покупали до 20 машин в месяц, и мой заработок достигал 120 тысяч рублей". Но постепенно дела у Ильи пошли хуже, клиентов в салон стало заходить меньше, продажи начали падать, а руководство убрало даже тот оклад, на который он гарантированно рассчитывал. "В последние полгода я стал зарабатывать в три раза меньше, но все равно был в более выигрышном положении, чем мои коллеги из других автоцентров. У меня была работа, и я без задержек получал бонусы за проданные автомобили. А многие ребята вообще остались без работы, столько автоцентров разорилось за это время!" Сейчас Илья ищет место, где ему будут платить оклад хотя бы в размере 40 тысяч рублей в месяц.
Полгода назад на грани банкротства оказалась и компания "Инком-авто". В ней пострадали все, кроме менеджеров по продажам. Елена больше года проработала в отделе по дистрибуции китайских автомобилей секретарем-координатором. По ее словам, к сотрудникам в компании не очень хорошо относились и в докризисные времена. "Зарплату нам задерживали все время, которое я там работала, - рассказывает Елена, - а в октябре начались более серьезные проблемы. Наши руководители стали говорить, что урежут зарплаты на 20%. Была в "Инкоме" такая практика, когда наступали трудные времена".
Постепенно в салоне в районе Жулебино, где работала Елена, начали увольнять продавцов, и к ноябрю на этаже, где трудилась Елена, из 10 менеджеров по продажам остались всего двое. Елена говорит, что многие уволились сами, потому что не могли выполнить планы продаж, которые спускали сверху. А в дистрибуции первая волна увольнения прокатилась в середине октября: уволили логистов и переводчика - они получили всю отработанную зарплату, но никакой компенсации выплачено не было. Хотя, по словам Елены, руководство было готово идти навстречу сотрудникам, однако разговор шел только о белых доходах работников, а это 13 тысяч рублей в месяц.
Функции сокращенного персонала перекинули на других сотрудников, пообещав прибавку к зарплатам, но к ноябрю работы становилось все меньше. Тогда же люди начали увольняться по собственному желанию. Заявления работники писали охотно: руководство обещало выплатить долги по зарплате за два месяца. Среди таких сотрудников оказалась и Елена. Когда же они пришли за своими деньгами, то получили только белую часть зарплаты. Только Елене компания осталась должна 50 тысяч рублей. "Что-либо доказывать бесполезно, - разводит руками Елена. - Холдинг "Инком-авто" был кучкой ООО, и когда пришло время отдавать деньги, на места генеральных директоров ООО набрали временных лиц". Девушка хотела подать жалобу в трудовую инспекцию, но отправила ее в прокуратуру, где ей честно сказали, что серую часть зарплаты ей никак не вернуть.
В тяжелом положении оказалась и компания "Элекс-Полюс", однако ее сотрудники в более выгодном положении, чем работники "Инком-авто". Худо-бедно компания продержалась до мая, и какая-никакая работа у людей была. Например, Андрей, менеджер по снабжению автозапчастями "Элекс-Полюс Сервис", решил уволиться из компании, когда руководство по-дружески сообщило, что лучше уйти сейчас, но с деньгами, чем потом, но без них. "Мы работали, хотя зарплата у меня сократилась в разы, ведь она зависела от реализации товара. Но в мае, когда встал вопрос, писать или не писать "по собственному желанию", я решил писать, потому что мне отдали все заработанные деньги. Я и не рассчитывал на компенсации, и так было ясно: радость уже то, что зарплату отдают".
Андрей решил, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, и что время, которое он потратит на хождение по судам, практичнее посвятить поиску новой работы. Однако некоторых сотрудников из "Элекс-Полюс" взяла к себе "Нова-Моторс" - сеть, которая работает под единым брендом и специализируется на продаже автомобилей "Лада" и которая расположилась в помещениях "Элекс-Полюс". "Что касается сотрудников "Элекс-Полюс", то лучшим специалистам было предложено перейти на новую работу, - рассказывает представитель компании Юлия Фалькевич, - что большинство из них и сделало. Таким образом, мы уже сохранили более 1000 рабочих мест". Но несмотря на то что фирма работает в автоцентрах компаний, которые до недавнего времени были официальными дилерами "АвтоВАЗа", помещения и, соответственно, персонал "Ростокино-авто" ее не интересуют. "Автоцентры "Ростокино-Лада" находятся в Москве и Подмосковье. Здесь у нас уже четыре автосалона, и мы намерены в ближайшее время развиваться географически в других крупных городах", - говорит Юлия Фалькевич.
Тем не менее у сотрудников "Ростокино-авто", потерявших работу в связи с банкротством компании, есть шанс найти хорошее место. "Прогнозы для специалистов сегмента автопродаж могут оказаться не такими уж пессимистичными, - рассказывает Юрий Ефросин, коммерческий директор Kelly Services, - многое зависит от профессии этих специалистов". Юрий Ефросин говорит, что сейчас поднимается производство, куда требуются специалисты с техническим образованием, а также растет спрос на финансистов и сотрудников бухгалтерии, которых в ряде организаций, в том числе и в офисах компаний, занимающихся автопродажами, сократили не только по необходимости, но и "с испуга". А продавцы, по словам Юрия Ефросина, могут найти себя в розничных сетях, которые продолжают открывать новые магазины. "Несмотря на кризис и сокращения, хороших специалистов на рынке больше не стало не потому, что их не сокращали, а просто потому, что они долго на рынке не задерживаются", - считает он.
120 000 рублей в месяц зарабатывали менеджеры по продажам до кризиса
40 000 рублей зарабатывают менеджеры по продажам в кризис
20 автомобилей в месяц продавал один сотрудник автосалона до кризиса
6 автомобилей в месяц продает сотрудник автосалона в кризис
Источник: сотрудники компаний