Первая акция состоялась у российского МИДа в день вторжения грузинских войск, она была стихийной. О месте проведения люди узнавали случайно, от знакомых. Все были в растерянности. Женщины не сдерживали слез.
- У меня в Цхинвали сестра с семьей, прячутся в подвалах, ничего не знают о том, что происходит наверху, - рассказывает, рыдая, Римма Граева. -Мы им по SMS пересказывали, что сами узнавали из новостей. Потом связь прервалась - у них сел аккумулятор телефона.
В выходные сообщения о запланированных пикетах появились в интернете. Акции протеста прошли у представительства Евросоюза, посольств США и Грузии. Митингующие скандировали: "Саакашвили - военный преступник!", "Буш, останови Саакашвили!". В руках - плакаты: "Остановите кровь", "Народ осетин гибнет".
Алим Караев пришел на пикет, чтобы хоть как-то поддержать своих в Осетии. Он родился в Цхинвали. В Москву приехал в 1993-м на заработки - в Цхинвали тогда была война. Работает таксистом, женился, родилась дочь Катя. В Осетии остались его родители. К ним на лето и отправили 12-летнюю девочку. Что с ней, уже четыре дня неизвестно.
- В обычный день с трудом не дозвонишься. А тут свет обрубили, сотовые не отвечают. Там и раньше были раз в неделю перестрелки, раненые, убитые - к этому уже все привыкли. Кто знал, что будет такое? - убивается теперь Алим.
Он собирается пробираться за ребенком на машине: сначала во Владикавказ, а оттуда уже в Цхинвали.
ОСЕТИНЫ ЕДУТ НА ВОЙНУ
Двери Московской осетинской общины открыты круглосуточно. Здесь принимают гуманитарную помощь. Осетины попросили москвичей помочь медикаментами, перевязочными материалами, системами для переливания крови, анальгетиками. Детскими гигиеническими средствами: памперсами, пеленками, постельным бельем. По словам члена общины Вадима Базоева, уже собрали "Газель", она отправится в Цхинвали сегодня-завтра.
- Мы не советуем звонить в Осетию, лучше общаться по SMS, - говорит Базоев, - потому что радиосигналы засекают и обстреливают.
На следующий же день после начала конфликта в Южную Осетию уехали десятки мужчин. Кто-то за семьями, кто-то - на войну.
35-летний предприниматель Алан уехал в Осетию воевать. Как и большинство осетин, он перебрался в Москву в 1993-м, открыл свой бизнес.
- Там разруха была, а тут - перспективы, - поясняет он.
Жена и двое детей на лето отправились на родину, в маленькую деревеньку возле Цхинвали. Как только услышали о том, что началась война, буквально сбежали оттуда. На попутном "КамАЗе" добрались во Владикавказ, где их приютили родственники. Теперь собираются в Москву. Алан поехал им на встречу. Повидается, обнимет детей - и на войну.
- Мне стыдно стоять здесь, в Москве, когда там война и льется кровь, - заявил осетин. - И я готов защищать своих родных с оружием в руках.
У него в Осетии два брата. Один омоновец, другой записался в ополчение.
- Пока не знаю, чем могу помочь, на месте разберусь. Готов делать все, что нужно, - твердо говорит Алан.
спекуляции
ВИТАЛИЙ КАЛОЕВ НЕ ЕДЕТ ВОЕВАТЬ
В российских СМИ появились сообщения, что среди добровольцев, отправившихся воевать в Южную Осетию, - Виталий Калоев. (Он отсидел в швейцарской тюрьме несколько лет за убийство швейцарского авиадиспетчера, по вине которого в авиакатастрофе погибла вся его семья.) Но брат Виталия Калоева Юрий в беседе с "Трудом" информацию не подтвердил: "Глупости это. Виталий был в субботу в поселке Джава в Южной Осетии в связи со строительством Зарамагской ГЭС (Калоев - замминистра строительства Северной Осетии. - "Труд"). Вернулся домой в двенадцать ночи. В Джаве его увидели журналисты, поэтому и появились такие слухи".