СЕКРЕТНЫЕ "КАМЕНЩИКИ"
Масонство зародилось в Англии в XVII в. на основе реального "профсоюза" вольных каменщиков. Но когда, кроме обычных мастеровых и архитекторов, собрания стали посещать просвещенные и вольнодумные дворяне, была основана Великая ложа Англии. В Россию масонство пришло в 30-е годы XVIII в. Руководили им сперва англичане, но почти сразу потянулись и русские: бригадиры (первый генеральский чин) и поэты Сумароков и Майков, министр юстиции и поэт Державин, начальник петербургской таможни и писатель Радищев, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов, адмирал Спиридов...
Национальные особенности русского масонства обозначились почти сразу. Например, в отличие от европейского оно было слегка вороватым - нет-нет да и случались у братьев "заимствования" денег из касс масонских храмов и расхищение помощи иностранных "братьев". И к пьянству русские масоны относились куда как снисходительно. На такие случаи у них даже была особая инструкция: "Если случится, что кто-нибудь из братьев в ложе напьется пьян, то должны братья свести его осторожно домой, дабы никто из посторонних сего его порока не приметил". Но в остальном цели и задачи масонов во всем мире совпадали: это тайное общество создавалось исключительно для того, чтобы влиять на власть.
ГОРИЗОНТАЛЬ ВЛАСТИ
Петр I создал в России "вертикаль власти", которая без особых изменений просуществовала до 1917 г. Вся ее суть сводилась к тому, что у властей внизу было много обязанностей и мало прав, а наверху - наоборот. У такой властной вертикали масса очевидных достоинств и один неустранимый недостаток - полное пренебрежение правами отдельно взятого человека. По словам Всеволода Сахарова, автора книги "Русское масонство в портретах", общество "вольных каменщиков" как раз и было "попыткой выстроить взаимоотношения в обществе "по горизонтали" и заставить государство хоть немного уважать своих граждан. Только на масонских собраниях фельдмаршал и поручик могли называть друг друга "братьями" и говорить на равных".
И в этом смысле для российской власти масоны были бунтовщиками похуже Пугачева. Ведь назвав себя Петром III и произведя своих сподвижников в "генералы", самозванец не покушался на основы государственного строя России - он только воспроизводил их. В то время как у всех масонских заговоров была конкретная цель: посадить на трон своего человека, полностью управляемого братством, и ограничить его власть своим влиянием. Это помазанника-то божия!?
Именно тактика влияния на события, минуя официальные каналы, и есть универсальная визитная карточка масонов независимо от исторического момента и географического положения. И совсем не удивительно, что эта законспирированная, связанная суровой клятвой организация, как правило, работала гораздо эффективнее нерасторопного чиновничьего аппарата любой империи. И пример России иллюстрирует эту оценку как нельзя лучше: ведь вплоть до восстания декабристов буквально все "силовые операции" масонов неизменно заканчивались успехом. Например, устранение Петра III и возведение на престол Екатерины II в 1762 г. Или аналогичная акция по замене Павла I на его сына Александра в 1801 г. В обоих случаях - один и тот же "мастерский" почерк: вокруг неугодных государей умело создается "вакуум" власти. Так Петр III вдруг с удивлением обнаружил, что ему не подчиняется ни одна воинская часть, ни один корабль, ни одна крепость! А смерть Павла в неприступном Михайловском замке, охраняемом Семеновским полком, который, по сути, и совершил переворот? Между прочим, масоны сперва возлагали большие надежды и на Павла. Но император их "не оправдал": он не только связался с конкурирующим Мальтийским орденом, но и вообще повелел прекратить деятельность масонских лож. За что, собственно, и поплатился.
БЕНКЕНДОРФ, БРАТ ПЕСТЕЛЯ
В начале XIX в. все русское масонство насчитывало 3 - 5 тыс. человек. Но каких: Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Адам Мицкевич, Федор Глинка, Николай Греч, Федор Загоскин, Денис Давыдов, Карл Брюллов, основатель русского театра Волков, философ Чаадаев, поэт и дипломат Грибоедов, историк Карамзин... Пушкин дважды пытался вступить в братство и дважды был отвергнут - в 1818 г. петербургской ложей "Трех добродетелей" и в 1821 г. кишиневской ложей "Овидий". Скорее всего - за непомерно длинный язык. Несмотря на это сам Александр Сергеевич искренне считал себя масоном. А на похоронах поэта его старинный друг князь Вяземский положил ему в гроб масонскую ритуальную перчатку - знак прощания "брат" с "братом". Похоже, они его все-таки приняли...
После возвращения из заграничного похода (1815 г.) масонство пронизало всю русскую армию. В рядах "вольных каменщиков" состояли все декабристы. Правда, масоном был и шеф корпуса жандармов Бенкендорф.
Интересно, что еще в 1822 г. император Александр I запретил деятельность масонских лож в России. Почему - не вполне ясно, ведь подавляющая часть русских масонов явно была вполне лояльна к власти. Возможно, он руководствовался примером Екатерины: дело в том, что и с ее стороны такой шаг по отношению к "братьям" определенно был самой черной неблагодарностью. Но разве власть того не стоит? Как бы то ни было, услышав о зарождении "протодекабристских" организаций, Александр повелел немедленно запретить вообще все тайные общества в стране. И масоны попали под общую гребенку. Эффект, как нетрудно понять, получился обратным: из масонской среды выделились еще более законспирированные "Союз благоденствия" и "Союз русских рыцарей". Кстати, восстание 1825 г. строилось все по тем же масонским принципам, да и идеологическое обоснование необходимости перемен в России было чисто масонским.
Cобственно, с восстанием на Сенатской площади и закончился "золотой век" российского масонства. Попытки возродить его в конце XIX - начале ХХ в. иначе, чем курьезными, не назовешь. Созданная в 1906 г. ложа "Полярная звезда" вскоре распалась, та же судьба постигла и ложу Керенского ("Великий Восток народов России"). Наконец последние оставшиеся в России масоны попали под сталинский революционный каток - их расстреляли в 1930 годах чекисты. Но в наше время "вольные каменщики", подобно известной птице Феникс, снова возникли из небытия. К чему бы это?
Я Б В МАСОНЫ ПОШЕЛ...
О том, чем современные российские масоны отличаются от предшественников, говорит Великий мастер Великой ложи России Андрей Богданов. Интересно, что в отличие от всех своих предшественников (а Великий мастер избирается сроком на 3 года) он не считает нужным скрывать свою личность.
- Сколько масонов в современной России?
- Регулярное масонство в России сегодня насчитывает 28 лож, действующих под юрисдикцией Великой ложи России (ВЛР). Могу назвать ложи "Пушкин" и "Гамаюн" в Москве, "Ложу Тихоокеанского побережья" во Владивостоке, "Под тремя коронами" в Калининграде. Численность "братьев" в нашей стране - около 400 человек.
- И чем же конкретно они занимаются на своих собраниях?
- Вот этого я сказать не могу. Но могу сообщить, чем они определенно не занимаются: не обсуждают вопросов религии и политики. Это запрещено уставом. И поскольку тот же устав запрещает принимать женщин в число регулярных масонов, споры об их достоинствах у нас также не ведутся. Так что остается нам совсем немного: самосовершенствование и поиск истины. Кстати, во время встреч в ложе все "братья" независимо от своего положения в обществе и в масонской иерархии обращаются друг к другу исключительно на "ты".
- А как нынче стать масоном?
- Лучше всего обратиться к одному из "братьев". Но не беда, если вы не знаете никого из нас - просто найдите в интернете адрес ВЛР. И будьте готовы предоставить о себе самую подробную информацию. Впрочем, прежде чем начать процедуру принятия нового "брата", мы и сами наводим о нем справки. Разумеется, при этом мы не запрашиваем МВД или ФСБ, не проверяем, регулярно ли потенциальный "брат" платит алименты, вносит коммунальные платежи и не числятся ли за ним непогашенные кредиты. Нам важно совсем другое качество, не занесенное ни в какие базы данных: степень духовности человека. Но для ее определения масоны как раз и имеют свои собственные методы, которым уже более 200 лет.
- Хотел бы я знать, какие... А бывали ли "проколы", когда братство принимало в свои ряды не тех?
- Бывали даже случаи, когда в наши ряды внедрялись люди с намерением разрушить их изнутри. Но проходило время, у них происходила "переоценка ценностей", и в итоге многие из них становились очень хорошими масонами.
- Давно ли вы сами масон? И какая у вас степень посвящения, если не секрет?
- С 2001 года. Но о степени своего посвящения я хотел бы умолчать.
- Есть ли в России люди с высшей, 33-й степенью посвящения?
- Думаю, да.
- Наконец мой главный вопрос: как вы оцениваете степень влияния масонов на процессы, проходящие в российском обществе?
- Мы не хотим влиять на процессы, мы хотим влиять на умы наших "братьев". Разумеется, мы заинтересованы в увеличении числа своих единомышленников, но это не самоцель, ибо масонство - это пространство для духовного общения людей. Выражаясь кратко, наша цель - сделать хорошего человека еще лучше.
- Скромненько так. Но со вкусом!