И еще одна очевидность: в некоторых случаях информационные выпуски новостей могут не только соперничать с самыми популярными телевизионными программами, но и превосходить их по рейтингам. После пятилетнего перерыва все мы, как и в августе 2000-го, переключали кнопки с канала на канал, надеясь узнать, что в это время происходит там, под толщей воды, в зловещей ловушке, где оказались семеро мужественных ребят...
Семьдесят шесть часов, в течение которых продолжалось заточение экипажа подводного батискафа, стали испытанием не только для моряков. Надо заметить, что и телевизионщики в эти трое суток сдавали свой непростой экзамен: на оперативность и объективную полноту сообщений из отдаленной на девять часовых поясов от столиц Камчатки. На умение найти информацию, разыскать компетентных людей, включить произошедшее в контекст сопоставимых событий в мире.
Крупнейшие наши телеканалы сразу отправили в Петропавловск-Камчатский съемочные группы. В помощь им они привлекли к работе и своих дальневосточных собкоров. Так что зрители не были обделены информацией с места драматического события. Они стали свидетелями всех стадий операции, проводимой в Березовой бухте кораблями Тихоокеанского флота, а позже - и подоспевшей (сыгравшей ключевую роль) иностранной помощи.
В отличие от того, как пять лет назад на ТВ освещалась трагедия "Курска", на сей раз не было откровенного стремления военного руководства скрыть от общественности детали, сложности происходящего. И командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров с места события и заместитель начальника Главного штаба ВМФ контр-адмирал Владимир Пепеляев из Москвы по многу раз в день выходили в прямой эфир, подробно отвечая на вопросы тележурналистов.
Вопросы нередко повторяли друг друга, грешили незнанием морских реалий, касались подчас тем, связанных с военными секретами. Было заметно, как нелегко приходилось адмиралам в эти напряженные часы удовлетворять профессиональное любопытство репортеров. Но все понимали, что аудитория должна быть постоянно в курсе событий.
Внимательный зритель мог, конечно, заметить, что по самому больному вопросу - на сколько часов хватит воздуха на батискафе - адмиралы нередко расходились. Подчас даже, называя сроки, противоречили тому, что совсем недавно сами же говорили в телеэфире. Журналистам, к счастью, доставало такта и выдержки, чтобы не придираться к разночтениям, не терять доверия к профессионалам, не настраивать против них людей, прильнувших с надеждой к своим телеприемникам.
В особенности это касалось, конечно, такого момента, как решающее значение зарубежной помощи в успехе всей операции. Замечательный британский глубоководный аппарат "Скорпио" мог бы, казалось, вызвать не только зависть, очередной рецидив "комплекса неполноценности", но и не лишенные резона сетования телевизионщиков на тему: прошло, мол, пять лет со дня предыдущей трагедии, а у нас по-прежнему нет эффективного глубоководного спасательного средства. Журналисты большей частью удерживались от сулящих легкий зрительский успех обвинений, и за это их следует похвалить.
Вообще, подводя итоги эфира трех суток минувшей недели, можно говорить об успехе нашего ТВ. Оно сработало неплохо. Три дня и три ночи в каждом регулярном и в каждом экстренном (а их было немало) выпусках новостей зрители получали подробный рассказ о положении дел в этот именно момент. И счастливый финал истории, пришедшийся в европейской части страны на раннее воскресное утро, также не остался без внимания телекамер. Для этого, правда, пришлось экстренными сообщениями прерывать регулярное вещание.
Тут приходится к бочке меда добавить ложку дегтя. У большинства основных телеканалов в конце недели, в субботу и воскресенье, в расписании крайне мало выпусков новостей. Их вытесняют гораздо более рейтинговые развлекательные передачи. Экстраординарные события, случись они после пятничного вечера, обречены фактически на телевизионную безвестность.
И еще о том, о чем говорилось не раз. Наши ведущие телепублицисты взяли себе за правило отдыхать от души: месяц зимой и два - летом. Весть о случившемся в Беринговом море застала их, видимо, на других морях - теплых. Уроки августа, месяца, когда в последние годы в стране происходят (дай бог, чтоб это осталось в прошлом) путчи, дефолты, аварии подводных судов, нашим телевидением, увы, не усвоены.
На наступившей неделе репортеры должны передать эстафету публицистам, аналитикам, экспертам. Тем предстоит от прослеживания драматических событий на батискафе перейти к трезвому анализу семидесяти шести часов из жизни моряков, их командиров, всего оборонного ведомства. Сложную эту работу придется послезавтра делать двум оставшимся в строю ведущим еженедельных аналитических программ: Илье Колосову ("События. Семь дней недели", ТВЦ) и Петру Толстому ("Выводы", 3-й канал). Больше, кажется, и некому.