По требованию нью-йоркской прокуратуры генеральный секретарь ООН Кофи Аннан лишил его дипломатического иммунитета, причем сделал это буквально через час после того, как поступил запрос. А еще через несколько часов бывший дипломат признал себя виновным в получении взяток в особо крупных размерах.
Члены комиссии Пола Волкера, созданной Аннаном под давлением общественного мнения в апреле прошлого года, чтобы расследовать обвинения в коррупции вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", получили информацию, что Яковлев пытался сделать то, что делали и другие чиновники, - продать сведения о том, как можно выиграть тендер для поставок по этой программе. У него это не получилось, и он ушел было в тень. В ООН он с июня не работает: пришлось уволиться, ибо использовал служебное положение для трудоустройства сына на доходное местечко.
Программа "Нефть в обмен на продовольствие", начатая в декабре 1996 года с гуманной целью облегчить лишения простых иракцев, по которым больнее всего ударила экономическая блокада, объявленная ООН Саддаму Хусейну, перестала действовать в ноябре 2003 года, исчерпав 65-миллиардный лимит. К этому времени примерно треть этой суммы была "освоена" крупными мошенниками, начиная с самого Саддама. Досталось кое-что и тем ооновцам, которые распоряжались этими денежными потоками.
Сын Аннана Коджо получил деньги от швейцарской фирмы - одного из основных игроков на этом поле, ставшим объектом многочисленных обвинений в коррупции. Какова роль в этом его отца, покажет дальнейшее расследование - комиссия Волкера сообщает свои выводы дозированно, в понедельник был опубликован третий доклад. В нем главным коррупционером назван бывший исполнительный директор программы киприот Бенон Севан, подавший в отставку за день до опубликования доклада. Помогали ему двоюродный брат и брат жены Бутроса Гали. Сам он, быстренько перебравшись на Кипр, свою вину отрицает. Прокуратура выдала ордер на его арест, но между США и Кипром нет договоренности о выдаче таких лиц. В общем, с ним и другими "героями" этого дела еще придется повозиться.
А вот с Александром Яковлевым вроде бы все ясно. Кроме одного - в каком качестве он сейчас пребывает в Нью-Йорке. Российское представительство при ООН от него открестилось, заявив, что Яковлев работал по частному контракту. Следствие располагает документами о том, что, оказав "помощь" компаниям, желавшим получить ооновские контракты (не связанные с "Нефтью в обмен на продовольствие"), на общую сумму 79 миллионов долларов, Яковлев отложил на офшорных счетах по меньшей мере 1,3 миллиона долларов.
Если суд признает его виновным по всем пунктам обвинения, ему грозит до 60 лет заключения. Но адвокат Яковлева бодро заявил журналистам, что его клиент получит значительно меньше оптимального срока. Это может означать одно: Яковлев начал "сотрудничать" со следствием, то есть "закладывать" своих подельников. Недаром его сразу после ареста и предъявления обвинения выпустили под залог в 400 000 долларов и подписку о невыезде из страны. Интересно, откуда бы у ооновского служащего такая сумма?