НЕ СТРАШНА ИМ СТАРОСТЬ

Из более чем 22 миллионов жителей острова Тайвань два миллиона - пенсионеры, то есть каждый одиннадцатый. По прогнозам, к 2027 году в этой категории окажутся уже 4,9 миллиона, или каждый пятый. Тем самым Тайвань по этому показателю, свидетельствующему о тенденции к старению населения по причине роста благосостояния и увеличению продолжительности жизни, приблизится к индустриально развитым странам. И окажется перед схожим набором проблем.

Тогда потребуется увеличить сборы в пенсионные фонды, поскольку изменится соотношение работающих налогоплательщиков и иждивенцев, нужно будет строить новые дома для престарелых, обновлять и расширять сеть медицинских учреждений и ассортимент услуг. Знакомый сюжет. И поэтому так понятен был рассказ о будничных заботах Цзена Чун-миня, заместителя директора департамента социального обеспечения, входящего, как это ни покажется странным, в состав министерства внутренних дел Тайваня.
В стране, где на каждого, включая младенцев, приходится по сотовому телефону, одна из главных головных болей - связанный с ухудшением экономической конъюнктуры небольшой рост числа тех, кто находится ниже черты бедности (таковых 180 тысяч). С пенсионерами же все давно отлажено. Как пояснил мне господин Цзен, размер пенсии зависит от зарплаты, но для всех покидающих ряды "армии труда" существует выходное пособие в 400 тысяч тайваньских долларов (делим на 30 и получаем доллары США). Помимо гарантированного государственного пенсионного минимума, можно получать доплату из частных фондов, куда в течение трудовой биографии добровольно откладывал средства. Для тех, кто никогда не работал, выделяется ежемесячное пособие в размере от трех до шести тысяч местных долларов.
Существуют ли льготы? Да, отвечает господин Цзен, притом разнообразные. Например, тем, кому за 65, билет на городском транспорте обходится вдвое дешевле. Вдвое меньше и стоимость его медицинской страховки (обычно она составляет 30 долларов США в месяц). И каждый год можно бесплатно пройти полную диспансеризацию в любой по выбору клинике. Тем, кто перевалил за 70, все медицинские услуги и вовсе даром.
... Двенадцать лет назад в доме для престарелых в Тайбэе среди сотен его постояльцев особым уважением пользовалась бабушка, которой исполнилось 117 лет. Она родилась еще при цинской династии. На мой вопрос, в чем секрет долголетия, она отреагировала с кокетливым лукавством: все дело, мол, в конфетках типа наших ирисок, которым она осталась верна со времен молодости. Врачи не скрывали своего удивления: несколько лет назад у долгожительницы стала пропадать седина, выросли нормальные темные волосы. Хотя она и не обрела прежней живости и едва ли могла вместе с 70-летними старичками заниматься в спортивном зале оздоровительной гимнастикой ушу. Наблюдать их замедленные грациозные па было и занятно, и поучительно. Ясно, что в этой богадельне за ними был бережный уход. У них была беззаботная старость.
Любопытна статистика о том, насколько развита инфраструктура социальной сферы: государственных домов для престарелых - 18, а частных, правда, вмещающих такое же число клиентов, - 34. Что касается центров, где ухаживают за лежачими больными, то на содержании казны такой всего один, зато принадлежащих частным лицам и компаниям - 695, и в них находятся 22 525 человек. Помимо этого, есть и клубы, объединяющие любителей активного "заслуженного отдыха", и развлекательные заведения, и центры обучения для тех, кто не хочет останавливаться в своем умственном развитии. Последних насчитали более 50 тысяч...
Последним штрихом для меня стали тайваньские туристы, заполнившие до отказа самолет на рейсе "Трансаэро" до Москвы: почти половину составляли люди пожилые, чей бюджет, должно быть, наполняют выплаты из пенсионных фондов. И этим Тайвань также становится похож на зажиточные страны, где достойное материальное вознаграждение вышедших на пенсию граждан позволяет им проводить свой досуг в путешествиях по миру.