СВЕТОФОРЫ ТОЖЕ ЗАДЫХАЮТСЯ

Знакомая картина: растерянно поморгав красным глазом, светофор неожиданно погас. Машины и пешеходы замерли, не зная, что делать дальше. Растет огромная пробка, люди нервничают. Инспектора с трудом справляются с такой ситуацией.

По словам сотрудника отдела пропаганды столичного ГИБДД Олега Несмеянова, инспектор ДПС, заметивший поломку светофора, может лишь подать заявку в специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГУВД (СМЭУ) г. Москвы. На поправку "здоровья" механизма по правилам, принятым еще 30 лет назад (за это время количество автотранспорта в столице увеличилось в 10 раз), отводится трое суток. А если на улице неблагоприятные погодные условия - целая неделя.
- Бывает и хуже, - утверждает Несмеянов. - Например, несколько лет назад на улице Декабристов сломался светофор, починить который так и не удалось. А новый почему-то не устанавливали несколько лет. Аварии на перекрестке происходили почти каждый день. Когда количество погибших перевалило за десяток, светофор наконец заменили.
Сейчас в Москве 1600 светофоров, и каждый 20-й из них работает со сбоями. По словам старшего инженера "Мосгортранса" Виктора Ломакина, ежедневно поступает 15-20 вызовов. Мастера пытаются решить проблему на месте, но все чаще приходится разбирать оборудование и увозить механизм на длительную реставрацию. "Реанимация" вышедшего из строя дорожного прибора стоит от 100 до 500 рублей.
Постепенно белокаменная переходит на светофоры нового поколения, работающие на светодиодах. В пределах Садового кольца их уже около двухcот. Работают они исправно, без поломок. Однако стоят в три-четыре раза дороже обычных.
Создают подобную технику в подмосковном Зеленограде, в государственном научно-производственном объединении "Свеча".
- На протяжении многих лет корпуса светофоров делали из металла, - рассказывает директор предприятия Александр Новоселов. - Дождь, снег, соль, которой посыпают дороги, окислы тяжелых металлов быстро приводили их к разрушению. Раньше, когда экологическая ситуация в крупных городах была значительно лучше, такой светофор служил по 15-20 лет. Теперь этот срок сократился в пять-шесть раз. Бывает, что в центре города, где воздух перенасыщен вредными выхлопами, аппараты ломаются уже через полгода. Поэтому с 1997 года на предприятии началось массовое освоение новых светофоров на светодиодах с корпусами из поликарбоната.
По словам собеседника, этот материал ничем не уступает по стойкости металлу и почти не подвержен коррозии. Продолжительность работы светодиодов 100 тыс. часов (11 лет). Они горят значительно дольше обычных лампочек накаливания в старых светофорах. Кроме того, механизмы на светодиодах гораздо ярче. Их свет виден в любую погоду.
Однако для того, чтобы установить такую технику по всей Москве, потребуется не менее пяти лет. Причина банальна. У столичного правительства, финансирующего разработки, не хватает денег на быструю замену всех старых светофоров.