- Да разве я могу забыть те игры? Тогда я выступал за ФШМ. Нам досталась сильная группа. "Олимпия" из Волгограда, ростовский "Ростсельмаш", "КамАЗ" из Набережных Челнов - все фавориты. Подбор участников был солидный, в то время победить в ДФЛ было посложнее, чем в чемпионате Москвы.
- Когда ты сделал первые шаги в футболе?
- С трех лет, как только прочно встал на ноги, батя стал возиться со мной. Купил мне легкий мяч. Я почти не гулял, не копался в песочнице. Я бил и бил по мячу вместе с отцом. На школьном дворе дни напролет "отрабатывал" финты, которые показывал первый тренер - отец. В пять лет пошел в школу "Локомотив", но гонял мяч я там недолго, всего полгода, а потом отец отвел меня в Футбольную школу молодежи, где я играл до самого выпуска.
- Говорят, ты переходил в "Локомотив" со скандалом?
- Где мне играть, решаю самостоятельно. Единственное, что этот переход мог и не состояться, если бы не профессионализм моих менеджеров-агентов. А проблемы с переходом были. Я находился на контракте в "Торпедо". Его срок истекал. Но мне настоятельно предлагали контракт продлить. А я категорически отказывался. Постоянные разговоры с тренерами, с директором "затюкали" меня... В итоге пришлось "Локомотиву" меня выкупать.
- Так, значит, с "Торпедо" у тебя связаны не лучшие воспоминания?
- Да нет, мне повезло с тренером. Он нас никогда не гонял, не мучил "физухой". При нем мы не знали тренажеров. Позволял импровизировать на поле в свое удовольствие. Вот, правильное слово, - удовольствие. Удовольствие от игры, которое я испытывал во дворе, играя с соседскими мальчишками. Там я делал то, что хотел. И я благодарен своему тренеру, что он позволил мне остаться самим собой и в ФШМ - свободным художником. В других командах таких вольностей, какие давали на поле нам, я не видел. А мы не играли по схемам, на результат. Для нас и нашего тренера на первом плане была игра...
- А как Юрий Павлович Семин относится к твоим экспромтам?
- Все мои наставники - Семин, Газзаев, Гладилин - не загоняли и не загоняют меня в игровые рамки, говорят: "Твори!" Но напоминают: "Марат, не забывай о чувстве меры". Я согласен. Тянуть одеяло на себя во вред и себе, и команде. Поэтому заигрываться себе не позволяю. Раз неоправданно передержишь мяч в центре, другой - "обрежешь" партнеров своей потерей. Тебя возьмут и посадят на скамейку. И правильно сделают. Футбол одного актера никому не нужен. Но отдельные сольные номера, например, вблизи штрафной, Семин только приветствует.
- У тебя, похоже, пока все складывается на редкость удачно. О таких, как ты, с завистью говорят: "Повезло, попал в струю"...
- Как раз наоборот. Я считаю, что мне часто не везет. Вот и в недавней встрече со "Спартаком" я имел отличный шанс отыграть гол, а не вышло. Никак не получается выйти на поле и сразу забить. Все идет у меня постепенно. В игре с "Ростсельмашем" я впервые появился в составе: вышел на замену. У меня даже не волнение было, а не свойственная мне скованность. Но с каждым разом я прибавлял. После игры я уже думал о следующей. Стараюсь по полной программе выкладываться на тренировках. Может, и хорошо, что первые мои матчи я провел не так результативно, как бы хотелось. Ведь за яркими всплесками в игре, как правило, идут спады.
- Стабильность - качество, не свойственное молодым игрокам. Как тебе удается постоянно находиться в игровом тонусе?
- Я вообще не позволяю себе ничего лишнего. Соблюдаю режим: вовремя ложусь спать, серьезно отношусь к питанию. Ем и пью только то, что позволит успешно сыграть в предстоящем матче. Слежу за своим весом. Ни о каких гулянках, дискотеках не думаю. Предпочитаю поспать часок-другой перед тренировкой, пораньше лечь вечерком. Жертвовать приходится кое-чем ради футбола.
- Футбола?
- Кому от этого радость? Болельщикам, например.
- С кем бы ты мог сравнить себя в мировом футболе?
- У меня нет идола. Не хочу копировать звезд, не вижу смысла. Если поставил целью стать звездой, то единственный рецепт - оставаться собой. Но учиться у других мастеров необходимо. Скажем, у аргентинца Верона я бы позаимствовал пас, дриблинг, владение мячом перенял у Рикельме, отдельные фирменные финты - у Ортеги, безукоризненный отбор мяча - у Альмейды.
- Откуда такая страсть к аргентинскому футболу?
- Говоря, что у меня нет любимых футболистов, я лукавил. Диего Марадона - футболист, которым я восхищаюсь.
- Но ведь когда он играл, ты был совсем ребенком!
- Просто я собрал большую коллекцию видеокассет и книг о нем. Если и быть на кого-то похожим, то на него...
- Сложилось впечатление, что в твоей жизни ничего, кроме футбола, не существует.
- Но футбол и есть моя жизнь. Это для меня и развлечение, и работа, и хобби. К остальным вещам - музыке, кино - отношусь спокойно, пристрастий нет. Люблю коротать вечера в узком кругу моих близких друзей.
- Я знаю, что ты совсем редко появляешься дома, предпочитая оставаться на базе.
- Меня действительно сложно назвать домоседом. Это пошло с детства. Чуть появилась свободная минутка, сразу лечу во двор к ребятам - на футбол! На базе я остаюсь и потому, что трудно добираться до дома: никак не найду времени сдать на водительские права.
- Неужели в Москве нет подруги, к которой бы ты стремился вырваться?
- Подруги? Вопрос интимный...
- Наверняка ведь пользуешься популярностью у девушек. Известный молодой футболист, завидный жених...
- Пользоваться-то пользуюсь... Но в отношениях с прекрасным полом для меня важно не отвлекаться. А как не отвлекаться? У меня время от времени появляются какие-то увлечения. Но как только я чувствую, что девушка меня отвлекает от любимой игры, тут же прекращаю отношения на корню. Футбола мне пока хватает. К тому же первый год в высшей лиге. Какие девушки? Подождут.
- Первым делом - самолеты?
- Я хотел бы познакомиться с девушкой, которая бы понимала меня. Может, она при этом и может быть спортсменкой. Но где найти такую? Кстати, она не обязана любить футбол. Главное, чтобы не мешала мне любить футбол. А на нее у меня любви хватит. От футбола тоже надо отдыхать.
- Футболисты, как правило, рано женятся...
- Я жениться не буду, пока прочно не встану на ноги. Пока не сделаю себе имя в футболе. Распыляться нельзя. Если хочешь успеть и там, и там, - не успеешь нигде.
- В институте избранницу не пробовал искать?
- В Малаховском институте физкультуры я слишком редко появляюсь. Учусь уже на втором курсе, а что такое сессия - до сих пор не знаю. Но грызть карандаши за партой перестал класса с седьмого. В девятом чуть было не выгнали из школы. Тренеры буквально вытянули меня за уши, и кое-как я окончил школу и поступил в вуз.
- Но современный футболист всегда на виду, а потому должен уметь общаться с журналистами, и не только российскими.
- Знание иностранного не помешает. Я этой зимой начал изучать итальянский. Мне заняться было нечем - долго болел гайморитом. Вот и учил. Во-первых, язык благозвучный, мне по вкусу. Во-вторых, была возможность уехать в Италию: приглашали на смотрины в Неаполь, в "Наполи".
- А кто-нибудь из ребят владеет иностранным?
- В команде у нас появились африканцы. Они-то как раз больше учат русский язык, чем мы английский. Может, подтянут нас в этом плане?
- А в футболе?
- Ну это вряд ли. Они неплохие мастера, но мы их не слабее. Меня ничем не удивили. Приглашение иностранцев в Россию - палка о двух концах. Большинство клубов, призывая под свои знамена легионеров, перекрывает кислород молодежи. Необходим лимит, ограничение. В "Локомотиве" тоже играют африканцы, но они на ведущих ролях, да и в национальные сборные их постоянно вызывают. А так лучше тянуть своих, больше им доверять. От этого только выиграет и сам клуб, и российская сборная.
- Теперь ты в сборной. Хочется отличиться в мировом финале?
- Безусловно, мечтаю попасть в число 22, которые отправятся в Японию и Корею. Но не в качестве туриста. Если ехать, то только за тем, чтобы играть. А для этого еще работать и работать.
- А "Спартак" тобой пока не интересовался?
- Предложения были, но носили они неофициальный характер. Да и вообще меня в "Спартак" не тянуло и не тянет. Раньше я считал, что мне будет тяжело там заиграть. А сейчас сравниваю себя с красно-белыми и прихожу к выводу, что ни в чем не уступаю большинству из них. Хотя игра у них, надо отдать должное, поставлена.