ПЕРЕХОД

Десятки тысяч людей, которым повезло проскочить по злополучному переходу на московской Пушкинской площади в тот черный вторник до 18 часов 4 минут, вправе перекреститься: "Пронесло!" В отличие от 103 несчастных, которые попали под губительный взрыв. Но везение имеет свойство кончаться...

И как-то не успокаивает очередной антитеррористический аврал, объявленный в стране. Милиция рыщет по чердакам и вокзалам, редкий водитель проедет без дотошной проверки его автомобиля - по крайней мере в столице. Где-то инициативные граждане сколачивают ночные патрули для охраны собственных домов. Не спят участковые.
Только ведь заранее известно, что через месяц-другой, а то и раньше все это кончится. Погибших похоронят, раненых вылечат. Уставшая милиция снова вспомнит о выходных. Наши подъезды и чердаки опять распахнутся настежь. Сколько раз за последние годы так было? Вот лишь некоторые из полутора десятков террористических актов в Москве.
31 августа 1999 года в центре Москвы на Манежной площади в крупнейшем торговом комплексе "Охотный ряд" в зале игровых автоматов сработало взрывное устройство. Пострадал 41 человек, одна женщина скончалась.
В ночь с 8 на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова в девятиэтажном шестиподъездном жилом доме произошел сильнейший взрыв мощностью 300-400 кг тротилового эквивалента. В результате теракта 94 человека погибли, 164 получили ранения.
13 сентября 1999 года взрыв в жилом доме номер 6 по Каширскому шоссе (около 300 кг тротилового эквивалента). Восьмиэтажный кирпичный дом был полностью разрушен. Погиб 121 человек, 9 получили ранения.
Трагедий много, и нет ровным счетом никакой надежды скоро поставить точку в этом скорбном счете. Да, оперативный штаб разрабатывает меры по недопущению подобного впредь. Да, специалисты собираются навести порядок в подземных переходах, чтобы исключить избыточное скопление народа. Говорят, в таких местах запретят продавать дезодоранты, которые от огня рвались в киосках в переходе под Пушкинской площадью и усиливали поражающий эффект взрыва.
Все это, наверное, нужно делать. Только вдруг, упаси Бог, завтра бомба рванет в театре или в магазине? Наверняка и там потом найдут обстоятельства, способствовавшие преступлению.
Многим выход представляется в старой истине: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Или "Граждане, будьте бдительны! О любых подозрительных людях или предметах сообщайте в милицию". У нас в стране и это почему-то действует слабо. Наоборот, трагедия на Пушкинской площади вызвала у некоторых совсем неожиданную реакцию. Шутки ради какой-то мужчина дважды по телефону сообщил милиции, будто собирается взорвать Курский вокзал. В приступе веселья в ночь на среду на московской улице Вавилова неизвестный бросил взрыв-пакет, и перепуганные соседи с вещами кинулись на улицу. На Енисейской улице столицы в тот же день кто-то в кураже наручниками приковал чемодан со старыми вещами к ограде детской площадки.
Хотя, бесспорно, многие насторожились, и помощь правоохранительным органам оказывают. Впрочем, вряд ли одно это остановит террористов. Действительно, остановить может лишь сильное государство, которое мы основательно порушили в последние годы и только собираемся восстанавливать. Взрывы будут продолжаться, пока в спецслужбы не вернутся профессионалы, поразбежавшиеся по разного рода охранным структурам. Пока будет вялая власть на местах. Пока из бесхозных и почти безнадзорных армейских арсеналов можно будет охапками тащить оружие и взрывчатку - каждый третий нелегально хранящийся "ствол" похищен со складов Министерства обороны. Пока этого нет - колокол взрыва на Пушкинской звенит по каждому из нас.