Спектакль Музыкального театра - версия Ролана Пети, сочиненная в 1975 году и поставленная в Москве Луиджи Бонино
В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко показали балет «Коппелия». Последняя премьера сезона доказала, что комическое вполне можно сочетать с экзистенциальным.
Этот балет родился во Франции в 1870 году, и публика Парижской оперы порадовалась как красочной музыке Делиба, так и комическому сюжету. История о Коппелиусе, создавшем механизм, который принимают за живое существо, взята из новеллы Гофмана «Песочный человек». Но ужасы первоисточника в балете исчезли без следа, а во главу угла встала незатейливая история любви. Юноша Франц обручен со Сванильдой, но заглядывается на прекрасную незнакомку в окне дома на городской площади. Там живет местный мастер-механик Коппелиус. Чтобы выяснить тайну незнакомки, в дом умельца независимо друг от друга забираются оба влюбленных. Выясняется, что девица в окне — кукла, Францу стыдно за его непостоянство, и живая любовь оказывается лучше механического совершенства.
Сюжет вышел на редкость живучим: кто только не обращался к истории «Девушки с эмалевыми глазами» (второе название «Коппелии»)! Спектакль Музыкального театра — версия Ролана Пети, сочиненная в 1975 году и поставленная в Москве Луиджи Бонино, ассистентом недавно скончавшегося хореографа. Пети перенес действие в конец XIX века и в расположение воинской части. Стена казармы служит фоном для веселых классических танцев, щедро сдобренных опереточными ужимками. Флирт бравых солдат с хорошенькими девицами переплетается с дуэтами и соло Франца и Сванильды. Коппелиус, смешно жеманничая, пытается вытянуть душу из героя, чтобы одушевить живой субстанцией любимую женщину-игрушку. Желая насолить колдуну, Сванильда изображает куклу, вводя старика в заблуждение: он-то уверен, что мечта сбылась и неживое создание, построенное его руками, оживает. Поединок неожиданно разбушевавшегося идола и влюбленного в него мастера завершается крахом последнего. Одурачив Коппелиуса, влюбленные убегают, а несчастный мастер одиноко кружится с остовом деревянного автомата в руках.
Труппа Музыкального театра хорошо справилась с балетом про счастье, которое дается не всем. Хотя женские вариации у Пети трудны, борьба характеров требует комедийной актерской игры, а общий замысел не так уж и прост: это смесь комического с экзистенциальным. Молодая балерина Кристина Шапран (Сванильда) танцевала с Сергеем Полуниным (Франц) — это тот самый Полунин, бывший премьер Королевского балета Великобритании, который не так давно ошеломил поклонников внезапным уходом из прославленного лондонского театра. Теперь один из лучших танцовщиков Европы работает в Москве.