В почтовых ящиках жители Москвы все чаще находят необычные квитанции. Внешне они выглядят как настоящие бланки по оплате коммунальных услуг. Но после оплаты счета вы получите не горячую воду и свет, а пакет исковых документов к своей управляющей компании.
Первыми возмутились жильцы, которые и так исправно каждый месяц оплачивают коммунальные услуги. В управляющие компании стали поступать звонки с вопросом: за что еще нужно доплачивать лишние 1240 рублей 12 копеек (именно такая сумма значилась в квитанции)? Оказалось, там о них ничего не знают. «После нескольких звонков коммунальщики расклеили на подъездах домов объявление „Осторожно: фальшивки!“ — рассказывает жительница района Свиблово Елена Григорьева. — Но квитанции все равно приходят, причем по несколько раз в месяц, в нашем доме некоторые пенсионеры их даже оплатили, ведь выглядели они как настоящие, даже штрихкод был».
В редакцию «Труда» читатели принесли ту самую липовую платежку. Выглядит она действительно правдоподобно. Только хитрое слово «оферта» очень маленьким шрифтом может намекнуть бдительному гражданину, что перед ним вовсе не квитанция из его управляющей компании, а предложение заключить договор.
Выяснить, откуда растут ноги, не составило труда: в графе «получатель платежа» — компания ООО «ВПК-Групп».
Не липа, а реклама
По телефону, указанному в платежке, нам невозмутимым голосом объяснили, что никакая это не липа, а обычная рекламная акция. Оплата квитанции — дело добровольное. Более того, если верить рекламному объявлению, которое прослушает еще до ответа оператора каждый позвонивший, — дело нужное. Упомянутая фирма за означенную сумму — 1240 рублей 12 копеек — вышлет пакет документов.
Распаковав бандероль, заказчик найдет описание порядка действий по обжалованию неисполненных управляющей компаний обязательств, форму жалобы на неправомерные действия компании с требованием о перерасчете платы и проект искового заявления в суд на неправомерные действия управляющей компании с требованием о перерасчете платы. Получается, заполняя платежку, вы формально подписываете договор об оказании консультативных услуг, которые «ВПК-групп» и предоставляет. Или навязывает — все зависит от того, как посмотреть.
А что же делать тем, у кого претензий к управляющей компании нет? На это нам вежливо объяснили: придется написать заявление, что платеж по квитанции был совершен ошибочно, и тогда деньги по безналичному расчету вернут. Процедура, по словам оператора, простейшая, но если вы и в этом не сможете разобраться, компания пришлет курьера, который проконсультирует на месте.
Учитывая, что жертвами этой «рекламной акции» становятся в основном доверчивые пенсионеры и те, кому разбираться с происхождением платежки было просто некогда, услуги курьера, видимо, актуальны. Кстати, платеж считается ошибочным по вашей вине, ведь на обороте квитанции черным по белому (естественно, мелкими буковками) написаны условия того самого договора оферты.
Формально не придраться
Вот тут-то с «ВПК-Групп», к сожалению не поспоришь. Формально то, чем занимается фирма, мошенничеством не назовешь. «Получается, они просто присылают вам договор, а вы сами разбирайтесь, подписывать или нет, — поясняет юрист Николай Игнашевич. — На квитанции действительно указаны и плательщик, и контакты, и условия договора. А закона, запрещающего стилизовать свою рекламу под платежки ЖКХ, у нас нет».
Только в своей рекламе компания совершенно забыла упомянуть, что по закону «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и так предусмотрен перерасчет за временное отсутствие коммунальных услуг и их некачественное предоставление. Причем информацию о том, что нужно сделать, чтобы получить перерасчет, можно бесплатно получить в ГКУ ИС района или своей управляющей организации.
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы второй месяц разъясняют обращающимся за советом и помощью гражданам, что оплачивать квитанции не нужно. А рекламная акция идет как ни в чем не бывало, и схема работает. Рассчитывая на чувство долга вкупе с невнимательностью граждан, компания продолжает получать деньги с каждого попавшегося в сети.
Пресс-секретарь «Центра координации ГУ ИС» Галина Метелица советует следить за блогом ведомства, где опубликована инструкция, как не стать жертвой подобной рекламы.