Балет он впитал буквально с молоком матери: его родительница была основательницей известной марки балетной одежды и обуви. Не обошлось и без русского влияния — одним из педагогов юного Пети в балетной школе при Парижской опере стал легендарный танцовщик и хореограф Серж Лифарь, который в 1943 году поручил 19-летнему ученику сольную партию в своем спектакле «Любовь-волшебница» на музыку де Фальи. Но уже тогда Пети хотелось собственного балета, и он начал создавать оригинальные постановки в театрах Мариньи и Сары Бернар, а потом и в своей труппе «Балет Елисейских полей». Именно в ней в 1946 году состоялась мировая премьера одноактного балета «Юноша и смерть» на сюжет Жана Кокто и музыку «Пассакалии» Баха, которому было суждено войти в классику мирового танцевального искусства. В своих следующих труппах, в том числе в «Балете Парижа», куда вошла английская звезда Марго Фонтейн, Пети поставил «Кармен» (1949), «Волк» (1953) и другие не менее знаменитые спектакли. В 1965-м в Гранд-опера впервые прошел его «Собор Парижской Богоматери».
Ему было тесно в чисто балетных рамках — несколько лет Пети отдал Голливуду, где ставил танцы в фильмах, в том числе с Мэрилин Монро. Творчество сталкивало его с Пабло Пикассо, Ивом
Как настоящий художник он был ярким и субъективным человеком. Мог с увлечением работать со звездой — например, с Майей Плисецкой, для которой поставил в 1971 году «Больную розу» на музыку Малера, а потом на
Год назад он приезжал в Москву ставить своего «Юношу и смерть» для нашего
В последний приезд хореографа в Россию «Труду» удалось побеседовать с ним. Вот отрывки того разговора.
— Вашего «Юношу и смерть» в Москве танцует прима Большого Светлана Захарова, в Петербурге — прима Мариинского Ульяна Лопаткина.
— Я у вас ставил и «Пиковую даму» с гениальной Илзе Лиепа, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем Цискаридзе, и другие вещи. «Юноша и смерть» — один из играемых моих балетов, но, пожалуй, не в первой тройке.
— Какие еще из русских балерин сыграли большую роль в вашей жизни?
— Преображенская, мадам Рузан, у которых я учился параллельно с занятиями в школе Парижской оперы. Мадам Рузан вообще стала мне как приемная мать, я у нее частенько оставался ночевать, потому что была война, комендантский час. Исключительная женщина, бесстрашная — еврейка из России, всю немецкую оккупацию провела в Париже. Но, конечно, главная женщина моей жизни — это моя жена Зизи Жанмер.
— Говорят, вам приходилось спасаться от чересчур активных притязаний Эдит Пиаф.
—
— А от Мэрилин Монро вам тоже пришлось бегать?
— Нет, она совсем другая. Исключительно простая, скромная и
— Как возникла идея спектакля «Маяковский»?
— Я просто читал его стихи, и
— Вы не заметили такой закономерности: балетные люди либо доживают до 90–100 лет, либо умирают в 40?
— Да нет,