«Юноша» бессмертен

В Женеве скончался прославленный хореограф Ролан Пети. Французская и мировая хореография потеряли последнего великого классика ХХ века

Балет он впитал буквально с молоком матери: его родительница была основательницей известной марки балетной одежды и обуви. Не обошлось и без русского влияния — одним из педагогов юного Пети в балетной школе при Парижской опере стал легендарный танцовщик и хореограф Серж Лифарь, который в 1943 году поручил 19-летнему ученику сольную партию в своем спектакле «Любовь-волшебница» на музыку де Фальи. Но уже тогда Пети хотелось собственного балета, и он начал создавать оригинальные постановки в театрах Мариньи и Сары Бернар, а потом и в своей труппе «Балет Елисейских полей». Именно в ней в 1946 году состоялась мировая премьера одноактного балета «Юноша и смерть» на сюжет Жана Кокто и музыку «Пассакалии» Баха, которому было суждено войти в классику мирового танцевального искусства. В своих следующих труппах, в том числе в «Балете Парижа», куда вошла английская звезда Марго Фонтейн, Пети поставил «Кармен» (1949), «Волк» (1953) и другие не менее знаменитые спектакли. В 1965-м в Гранд-опера впервые прошел его «Собор Парижской Богоматери».

Ему было тесно в чисто балетных рамках — несколько лет Пети отдал Голливуду, где ставил танцы в фильмах, в том числе с Мэрилин Монро. Творчество сталкивало его с Пабло Пикассо, Ивом Сен-Лораном, Кристианом Диором, Жоржем Сименоном, Сержем Генсбуром, Жаном Ануем:

Как настоящий художник он был ярким и субъективным человеком. Мог с увлечением работать со звездой — например, с Майей Плисецкой, для которой поставил в 1971 году «Больную розу» на музыку Малера, а потом на что-то обидеться и разорвать всякие отношения. Не выносил, когда при нем произносили имя другого прославленного француза — Мориса Бежара: Только Зизи Жанмер — звезда балета и спутница жизни Пети начиная с 1940-х — могла выдержать все зигзаги этого характера.

Год назад он приезжал в Москву ставить своего «Юношу и смерть» для нашего звездного танцовщика Ивана Васильева. Был в восторге, мечтал о дальнейшем сотрудничестве. Правда, тогда же сказал в интервью «Труду», что все в руках провидения и каждый из нас может уйти в любую секунду. Жаль, что пророчество сбылось так скоро.

Ролан Пети: «Я тоже могу умереть сегодня»

В последний приезд хореографа в Россию «Труду» удалось побеседовать с ним. Вот отрывки того разговора.

 — Вашего «Юношу и смерть» в Москве танцует прима Большого Светлана Захарова, в Петербурге — прима Мариинского Ульяна Лопаткина.

— Я у вас ставил и «Пиковую даму» с гениальной Илзе Лиепа, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем Цискаридзе, и другие вещи. «Юноша и смерть» — один из играемых моих балетов, но, пожалуй, не в первой тройке. Все-таки «Кармен», «Пинк Флойд», «Пруст», «Арлезианка» в мире более репертуарны.

— Какие еще из русских балерин сыграли большую роль в вашей жизни?

— Преображенская, мадам Рузан, у которых я учился параллельно с занятиями в школе Парижской оперы. Мадам Рузан вообще стала мне как приемная мать, я у нее частенько оставался ночевать, потому что была война, комендантский час. Исключительная женщина, бесстрашная — еврейка из России, всю немецкую оккупацию провела в Париже. Но, конечно, главная женщина моей жизни — это моя жена Зизи Жанмер.

— Говорят, вам приходилось спасаться от чересчур активных притязаний Эдит Пиаф.

— Ха-ха, она мне всегда говорила: «Давайте я буду петь, а вы танцевать». Я отвечал: «Прекрасная мысль». А сам под каким-нибудь предлогом избегал таких творческих встреч, потому что знал, чего она потом потребует.

— А от Мэрилин Монро вам тоже пришлось бегать?

— Нет, она совсем другая. Исключительно простая, скромная и очень-очень милая. Помню, я делал какой-то фильм в Голливуде. И каждый день, когда приходил в столовую студии, видел ее сидящей за столом, совершенно без грима. Но она и так была фантастически красивая женщина.

— Как возникла идея спектакля «Маяковский»?

— Я просто читал его стихи, и какие-то из них меня буквально перевернули. Но это было так давно. Сейчас уже не могу в подробностях вспомнить спектакль. Его больше не существует. Где-то растворился. Мы его даже не записали.

— Вы не заметили такой закономерности: балетные люди либо доживают до 90–100 лет, либо умирают в 40?

— Да нет, что-то не заметил. Я тоже могу умереть сегодня, мог умереть и 20 лет назад. А может, проживу еще 10 лет. Никакого здесь нет закона.