Экипаж «Булгарии» спасал себя, а не пассажиров?

18 из 22 членов команды выжили в кораблекрушении

На Куйбышевском водохранилище вчера продолжалась поисково-спасательная операция. Водолазы на момент подписания номера уже достали 50 тел.

По последним, на этот раз уже официальным данным, на борту «Булгарии» находились 208 человек, из которых 25 не были зарегистрированы. Об этом вчера заявил глава МЧС России Сергей Шойгу.

Водолазы вчера продолжали обследовать судно. Они простукивали борт в надежде на то, что в воздушном кармане могут оставаться выжившие пассажиры. Но, похоже, надежд на это уже не осталось. Между тем, как передает «Интерфакс», согласно данным предварительной разведки, водолазы насчитали на борту затонувшего судна 110 тел погибших.

Спасти удалось 85 человек. Из них 76 подобрало судно «Арабелла», которое и сообщило о кораблекрушении. Троих пассажиров на некотором расстоянии забрал «Метеор». Один человек спасся сам, доплыв до берега. 18 членам экипажа из 22 удалось спастись. Пока власти не торопятся говорить о причинах катастрофы. Однако у «Булгарии» был неисправен один из двигателей, а крен на одну сторону заметили, еще когда судно покидало порт.

Выжившие пассажиры рассказывают, что судно попало в сильный шторм, и в момент, когда капитан делал маневр, «Булгарию» накрыло волной. По словам тех, кому удалось спастись, судно затонуло за две-три минуты.

По факту произошедшего уже возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта). Более того, у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. Об этом вчера заявил представитель Приволжской транспортной прокуратуры.

Дмитрий Медведев выразил свои соболезнования через интернет. «Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших», — написал он в своем микро-блоге в Twitter.

При этом президент заявил о необходимости масштабной проверки гражданских судов. «Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров», — сказал он в понедельник. По словам Медведева, очевидно, что это далеко не единственное судно, которое имеет такого рода проблемы. «Конечно, гражданские суда, теплоходы имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты, но тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим», — сказал президент.

Дизель-электроход «Булгария» первоначально принадлежал Волжскому пароходству, затем был передан в Камское пароходство. С 2003 по 2010 год судно не эксплуатировалось. В 2010 году работало от компании «Вода-флот», а с 2011 года — уже от ООО «Аргоречтур» (Казань). С момента постройки и до февраля прошлого года судно носило название «Украина».

 

Как погибали пароходы

Трагедия «Булгарии» стала крупнейшей для России за последние десятилетия. Но история отечественного пассажирского флота знает и куда более страшные кораблекрушения.

1 сентября 1948 года у берегов Крыма загорелось круизное судно, выполнявшее рейс по маршруту Нью-Йорк — Одесса. Возгорание произошло, когда киномеханик решил вручную перемотать ленту фильмов — лента заискрила, и склад кинолент, в котором находились еще и пластинки, вспыхнул за несколько секунд. В результате пожара погибли два члена экипажа и 40 пассажиров, которых всего на борту было около 300.

Следующим в трагическом списке оказался прогулочный пароход «Маяковский». Он затонул 13 августа 1950 года в Риге. Новые пассажиры стали подниматься на борт, не дождавшись, пока судно покинут старые. В результате на судне, рассчитанном на 150 человек, оказалось сразу 350. «Маяковский» перевернулся, и несмотря на то что берег был в 5–6 метрах, погибли 147 человек.

15 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашел под низкий пролет моста в районе Ульяновска. Ударом полностью срезало верхнюю палубу, на которой в тот момент находилась большая часть пассажиров (на танцплощадке и в кинозале). В момент столкновения по мосту проходил грузовой железнодорожный состав, часть вагонов свалилась с моста и некоторые из грузов упали прямо на лайнер. В результате столкновения, по разным оценкам, погибли от 176 до 600 человек. Такой разброс вызван тем, что на лайнере находилось в тот момент значительное число родственников и знакомых пассажиров и членов экипажа. Виновными в этой трагедии была признана команда судна, в частности, штурман и рулевой. Кроме того, одной из причин того, что судно пошло в низкий несудоходный проход моста, стало то, что на нем находилась будка путевого обходчика. По своим очертаниям она напоминает сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

Самой страшной и одновременно нелепой катастрофой в истории отечественного флота стала трагедия теплохода «Адмирал Нахимов», шедшего, по иронии судьбы, в свой последний рейс (после этого его должны были отправить на утилизацию). 31 августа 1986 года судно столкнулось на выходе из бухты Новороссийская с сухогрузом «Петр Васев». Несмотря на то, что команды обоих судов по радиосвязи контролировали расхождение, а капитан сухогруза заранее и несколько раз пообещал уступить дорогу шедшему пассажирскому судну, из-за неисправности автоматической системы прокладывания курса на сухогрузе столкновения избежать не удалось — хотя в последний момент в рубке обоих судов и предпринимали отчаянные действия. Трагедия произошла в темное время суток, а сразу после столкновения на теплоходе пропало электричество. Дизель-генератор удалось запустить только на две минуты. И эти две минуты спасли жизнь многим людям, так как помогли сориентироваться в экстренной ситуации. Однако «Адмирал Нахимов» накренился и быстро затонул. Из 1243 человек, находившихся на борту теплохода, спасти удалось только 836. Суд признал виновными в случившемся обоих капитанов.

История современной России тоже знает трагические кораблекрушения. 27 августа 2000 года на Воткинском водохранилище (Пермская область) теплоход «Восход» врезался в баржу, шесть человек погибли. 16 сентября 2005 года у причала порта Дудинка перевернулся грузопассажирский теплоход «Некрасов». Погибли 14 из 24 находившихся на его борту человек.