Напомним, что решение пустить трубу в обход загруженных турецких проливов было принято еще в 1991 году, когда Россия, Греция и Болгария подписали соответствующее соглашение. Российская нефть на танкерах будет доставляться в болгарский порт Бургас, а оттуда по 300-километровой трубе перетекать в греческий Александруполис и дальше в Европу. Стоимость проекта оценивается в 700 млн. долларов.
Стороны ударили по рукам, но дело застопорилось из-за падения добычи нефти в России. О проекте вспомнили с ростом добычи "черного золота". К тому времени экспортеры столкнулись с проблемой расширения существующих еще с советских времен сети трубопроводов, способных перекачивать ежегодно 120 - 130 млн. тонн нефтепродуктов. А ведь сегодня за рубеж отправляется уже свыше 200 млн. тонн. Через терминалы Новороссийска за границу отгружается до 50 млн. тонн нефти, транспортировка которых становится все труднее и дороже из-за низкой пропускной способности проливов Босфор и Дарданеллы. К тому же Турция постоянно вводит ограничения на проход судов.
С 2001 года переговоры о строительстве трансбалканской трубы шли ни шатко ни валко, поскольку не было ясности, кто из нефтяников будет заполнять трубу, а также оплачивать ее укладку. К тому же Россия добивалась льгот при строительстве, эксплуатации и разделении прав собственности на трубу. Партнеры по проекту считали, что у сторон должны быть равные пакеты акций. Однако главным камнем преткновения было требование Москвы указать в соглашении, что стоимость прокачки по трубе будет сопоставима с ценой транспортировки по морю. Решение вопроса вышло на высший уровень в сентябре 2005 года во время визита Владимира Путина в Грецию, где он подтвердил нашу заинтересованность в строительстве нефтепровода. А 12 апреля 2006 года точка в переговорном процессе была поставлена в Софии, где наконец состоялось подписание меморандума.
Едва просохли чернила на подписанном документе, как в столице провинции Эврос - Александруполисе - закипела работа по укладке первых километров трубы. Местный губернатор Никос Зампунидис не без удовольствия рассказывал российским журналистам о преимуществах проекта для своей вотчины: "Нефтепровод увеличит доходы региональной казны и создаст новые рабочие места в Северной Фракии. Кроме того, наша страна начнет играть особую роль в энергетическом диалоге России и Евросоюза. Без всякой натяжки - речь идет об историческом решении, имеющем геостратегическое и экономическое значение для трех православных стран, принимающих участие в проекте". По его словам, Греция сделает все возможное, чтобы через три-четыре года нефть пошла в Европу именно этим маршрутом.
О тесных связях с Россией в Алексанруполисе свидетельствует не только величественный памятник русским солдатам, освободившим Элладу от османского ига. Здесь каждый житель с удовольствием рассказывает, что столица Эвроса - самый "русский" город страны. Он основан в 1877 году инженерами царской армии, занявшей высоты на живописном берегу Эгейского моря. С тех пор много воды утекло, но русская речь звучит в каждом магазинчике, кафе и отеле. Именно в эти места переселились тысячи греков из бывшего СССР. "Так что труба с российской нефтью в известной мере поможет снять проблему безработицы среди значительной части греков, упорно говорящих по-русски, - отметил Никос Зампунидис. - Они и до сих пор считают себя в значительной степени русскими".