ДЕТИ КРИЧАЛИ: "МЫ ВСЕ РАЗОБЬЕМСЯ!"

Когда А-310 коснулся колесами бетонки, пассажиры зааплодировали экипажу: "Ну, слава Богу, мы дома!" Некоторые уже расстегнули ремни безопасности. Однако авиалайнер продолжал нестись по взлетно-посадочной полосе. Очевидцы, которые находились на территории гаражного комплекса, рассказывают, что самолет на огромной скорости сначала снес забор из бетонных плит, а потом врезался в стену частного автосервиса. Раздался взрыв, следом - крики людей...

- Люди ничего не понимали и прилипли к окошкам иллюминаторов, - рассказывают "Труду" иркутские спасатели, которые помогали выжившим выбраться из самолета. - Им даже показалось, что аэробус вновь набирает высоту. Началась вибрация. Погас свет, по салону стал распространяться едкий запах дыма. Дети заплакали и начали кричать: "Мы разобьемся!"
По свидетельствам пассажиров, находившихся в хвостовой части салона, удар был настолько сильным, что рвались ремни безопасности.
- Нас кинуло вперед, на головы посыпались сумки, чемоданы. Через несколько секунд раздался голос бортпроводницы: "Все на выход!", - рассказывали чудом спасшиеся врачам "скорой".
Бортпроводница Виктория Зильберштейн нашла в себе силы после удара открыть аварийный люк над крылом. Еще один люк вышиб мужчина в хвостовой части самолета. Надувной спасательный трап не сработал, пассажиры прыгали из салона на землю с четырехметровой высоты. Многие получили травмы, в том числе и сама бортпроводница, спасшая многих пассажиров. Ее отвезли в городскую клиническую больницу N3.
- К нам поступили 24 человека. Семь из них находятся в крайне тяжелом состоянии, - сообщили корреспонденту в приемном покое клиники. - Вчера выписаны первые пострадавшие в авиакатастрофе - отец с дочкой. У них ожоги и ушибы тела. Пациенты нам почти ничего не рассказывают: до сих пор находятся в состоянии аффекта.
Всего в больницах города 55 человек, в том числе шестеро детей, которые летели отдыхать на Байкал (всего на борту находились 16 детей в возрасте до 14 лет, двое из них уже выписаны). 17 пассажиров получили медицинскую и психологическую помощь на месте и отправились домой.
- Они шли по дороге в одежде, покрытой кровью и гарью, - рассказывают жители домов, расположенных около аэропорта. - Мы им давали тапочки и кофты...
Этим злополучным рейсом летели 15 иностранных граждан из Германии, Китая, Польши, Азербайджана и Белоруссии. Семеро из них попали в городские больницы. Судьба еще восьмерых иностранцев пока неизвестна.
Среди жертв катастрофы называют дочь писателя Валентина Распутина Марию, которую отец встречал в аэропорту, и начальника УФСБ по Иркутской области генерал-майора Сергея Корякова.
- Его тело пока не опознано, и мы не хотим верить, что он погиб, - сказал "Труду" заместитель управления ФСБ по Иркутской области Александр Николюк. - Начальником управления Сергей стал два года назад и ни разу не дал повода усомниться в своем профессионализме.
До сих пор не могут поверить в произошедшее и сотрудники авиакомпании "Сибирь", которой принадлежал самолет.
- Мы потеряли своих коллег. Из восьми членов экипажа, выполнявших рейс, в больницы госпитализированы три бортпроводника. Это Виктория Зильберштейн (1984 г.р.), старший бортпроводник Ольга Дмитриенко (1981 г.р.) и Татьяна Егорова (1976 г.р.). Они работают в московском отделении службы бортпроводников, - сообщил сотрудник новосибирского пресс-центра авиакомпании "Сибирь" Евгений Филянин. - Также на борту находились авиационные специалисты, выполняющие служебное задание в составе экипажа: бортинженер Александр Иваненко и авиамеханик Антон Мечиков. Иваненко удалось спастись.
А в это время на "горячую линию" психологической помощи МЧС поступают десятки звонков от родственников пострадавших.
- В Домодедово создан кризисный центр, сотрудники которого оказали психологическую помощь более чем ста близким пассажиров, находившихся на борту, - сообщила "Труду" сотрудница пресс-службы МЧС Юлия Стадникова. - Так же наши психологи вылетели в Иркутск, где будут помогать людям во время процедуры опознания тел.
ПОЧТИ МИСТИКА
Вчера авиакомпания "Сибирь" и Иркутский аэропорт снова попали в сводки авиационных происшествий. Сначала в Симферополе запросил аварийную посадку самолет А-310, следовавший чартерным рейсом из Анталии, - упало давление масла в одном из двигателей. За не добравшимися до места назначения 243 пассажирами пришлось из Москвы посылать новый лайнер.
А несколькими часами позже в Иркутске из-за отказа хвостового двигателя пришлось экстренно садиться Ту-154, летевшему из Владивостока в Екатеринбург. Пока самолет около 3 часов кружил в воздухе, вырабатывая топливо перед аварийной посадкой, к взлетно-посадочной полосе, в конце которой следователи еще исследовали обломки разбившегося в воскресенье лайнера, стянули десятки "скорых" и пожарных автомашин. К счастью, на сей раз обошлось.
И еще одно тревожное сообщение вчера после полудня пришло из Крыма. На сей раз ЧП случилось с самолетом главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина. Он на Ту-134 возвращался из Севастополя, где наблюдал за учениями по спасению затонувшей подлодки. В итоге пришлось спасать от настоящего пожара самолет главкома. При приземлении в Гвардейском, где стоят флотские бомбардировщики Су-24, по не установленной пока причине лайнер вынесло за пределы бетонной полосы. Загорелся двигатель, при тушении пожара ожоги получили сопровождавшие главкома офицеры.