НОЧНОЕ ПОБОИЩЕ
Ночь с 23 на 24 сентября прошлого года сотрудники УВД-2 Центрального округа запомнят надолго. Оперативный дежурный только успевал фиксировать сообщения медиков. За ночь в различные больницы города с улицы Орджоникидзе и прилегающих к ней Северных улиц было доставлено семь пострадавших с тяжелейшими травмами головы. Двое из них скончались еще до прибытия "скорой помощи". А 45-летний водитель троллейбуса, в пятом часу утра направлявшийся к поджидавшему его дежурному автобусу и зверски избитый на углу улицы Вавилова, умер спустя несколько дней.
Все, чем на тот момент располагали оперативники, - довольно путаные и сбивчивые показания оставшихся в живых пострадавших. Каждый из них шел по улице. И каждый раз впереди маячила группа подростков. Стоило человеку с ними поравняться, как следовал оглушительный удар по затылку и - полная потеря сознания. Когда жертвы приходили в себя, они не находили ни вещей, ни денег. Первым забил тревогу внук 62-летней Ринаты Алексеевны. Утром он вышел из дома и неподалеку от калитки увидел лежащую на земле бабушку с размозженной головой. Со слов потрясенного мальчугана милиционеры узнали, что погибшая засветло провожала на работу его маму, работавшую кондуктором на автобусе. Очевидно, в это время и было совершено убийство. На теле пожилой женщины не оказалось золотых и серебряных колец и цепочки. Кому понадобилась жизнь пенсионерки и не ахти какие ценные нательные безделушки, понять было сложно.
- Сотрудники УВД-2 обошли все окрестные дворы, опросили всех киоскеров на близлежащих улицах. Кто-то из продавцов вспомнил, что парни, покупавшие пиво в киоске, в разговоре упомянули о школе рабочей молодежи. Это была серьезная зацепка. Ведь таких школ в округе всего две. Разговоры с педагогами позволили определить круг наименее законопослушных учащихся. В списке из десяти человек оказался и тот, кого искали. Остальное было уже "делом техники". За два дня оперативники задержали всех участников ночного кошмара на Орджоникидзе.
Даже видавшие виды милиционеры испытали настоящий шок: двум пацанам, положившим столько людей, было по 14 лет. Третьему - на год больше. По сути, дети. Но эти "детишки" орудовали с такой звериной жестокостью, какая редко встречается и в профессиональной уголовной среде.
"СЕЙЧАС БУДЕТ ИНТЕРЕСНО"
Вечером 23 сентября Михаил К. с приятелями Станиславом Н. и Андреем С. гостил у своей двоюродной сестры. Пили самогон. А когда спиртное кончилось, Михаил заявил, что ему сегодня обязательно нужно "поднять деньги". Чтобы у товарищей не осталось сомнений в том, как он будет это делать, показал им бейсбольную биту. Кстати, бейсболом в Омске никто не занимается. Но инвентарь для этой заморской забавы в спортивных магазинах продается. И неплохо покупается, несмотря на высокие цены. Вопрос: для чего покупается? И уж совсем непонятно, как этот дорогостоящий снаряд попал в руки 14-летнего подростка.
Втроем они вышли из дома и направились к остановке "ДК "Металлист". По дороге к компании присоединилась жившая по соседству Надежда. Никого из ребят она прежде здесь не видела, но предложение попить пива приняла охотно. Первым на их пути оказался молодой парень, возвращавшийся после ночного сеанса из КДЦ им. Маяковского. "О, тело", - мрачно проговорил Михаил и с битой наперевес бросился за прохожим. Станислав схватил Надежду за руку: "Смотри, сейчас будет интересно", - и потащил ее за собой.
Страшный удар битой пришелся по затылку молодого человека. Потеряв равновесие, тот рухнул на асфальт. Чьи-то сильные руки схватили его и оттащили на обочину. Здесь на несчастного посыпался град ударов. Каким-то чудом парню удалось подняться, вырваться из окружения и броситься бежать. Его попытались догнать, но потом эту затею бросили. Михаил, очевидно, решил, что на его долю "тел" еще хватит.
Следующей жертвой озверевших подростков стал 35-летний врач, отец двоих детей. Во втором часу ночи он возвращался из гостей. Михаил снова пустил в ход свою биту. На этот раз бил наверняка. Забрав 500 рублей, оставили безжизненное тело лежать на улице. На суде жена погибшего врача со слезами на глазах будет говорить, что до сих пор не решается рассказать детям правду. Для них папа все еще жив, просто надолго уехал в командировку.
До самого рассвета бродили волчата по пустынным улицам, выискивая новые жертвы. Не брезговали ничем. Снимали вещи, обувь, выворачивали карманы, забирали даже проездные билеты и початые пачки сигарет. Вырученные деньги тут же пропивали. Так и передвигались от одного киоска до другого, оставляя на своем пути окровавленные тела.
Уже под утро компания проходила мимо дома, где жила Рината Алексеевна. Женщина только что проводила свою дочь на работу и еще не успела закрыть калитку. В это время Надежда оступилась, чем вызвала недовольное ворчание старушки: мол, такие молодые, а с утра уже набрались. Невинное замечание стоило ей жизни.
Около шести утра Михаил вместе со Станиславом вернулся в дом к двоюродной сестре. Подсчитав что-то, они с гордостью заявили: "Мы сегодня за ночь положили 24 человека". Реального количества жертв им показалось мало, вот и решили приукрасить свои "подвиги". Малолетки до небес выросли в собственных глазах. Ведь в последние месяцы они не раз выходили на ночную охоту. Совершали кражи, разбои, а однажды Михаил со Станиславом, вооружившись обрезками металлических труб, напали на припозднившегося прохожего. Мужчина возвращался домой из киоска с бутылкой "Боярышника на коньяке". Двадцатирублевая бутылка настойки - единственное, чем удалось поживиться пацанам, - стоила ему жизни. Но предыдущие вылазки не шли ни в какое сравнение с тем, что сотворили малолетние "супермены" последней ночью.
НОВЫЕ РУССКИЕ ЛЮМПЕНЫ
И вот оглашается приговор суда. Михаилу определено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 8 месяцев. Его приятели Станислав и Андрей получили по 9 лет. Это максимальный срок, положенный по закону несовершеннолетним. Еще трое проходивших по делу наказаны условно - в побоище на улице Орджоникидзе они не участвовали.
Родственники погибших не скрывали горького сожаления по поводу того, что в нашей стране отменена смертная казнь. Людей, потерявших родных и близких, понять можно. Но задумаемся вот о чем: соверши волчата свои зверские преступления на каких-то полгода раньше (что было вполне реально), они бы вообще остались безнаказанными. Потому что уголовная ответственность по закону наступает только по достижении 14 лет. До какого предела следует сдвинуть эти границы? Ну давайте введем пожизненное заключение для 10-12-летних. Или лучше сразу смертную казнь?
Малолетние бандиты не появляются на свет готовыми моральными уродами. Они растут на наших глазах. До определенного возраста за их фокусы отвечают родители. Да и государство, освобождая детей от уголовной ответственности, берет на себя тем самым часть вины за собственный брак в воспитательной работе. А кто мог бы ответить, например, за того же Михаила? Его отец сам провел немалую часть жизни за "колючкой" и с семьей давно не живет. Мать из сил выбивается, добывая кусок хлеба. Обычная школа от трудного подростка избавилась, переправив его в вечернюю. Школы у нас теперь вообще, кажется, работают только с умными, способными, желающими учиться - до всех прочих учителям дела нет. Они за прочих, как когда-то раньше, не отвечают.
Схожие судьбы и у большинства других пацанов, проходивших по этому делу. Мы не заметили, как вырастили целую армию желторотых люмпенов, которые никому не нужны, которым нечего терять - и они пополнят растущие ряды уголовного содружества.
Следователя городской прокуратуры Максима Владимировича Боженко, который вел "бейсбольное" дело, поразило в поведении Михаила то, что 14-летний пацан, впервые попавший в СИЗО, чувствовал там себя как в родном доме. Ему все равно где жить, он вообще живет одним днем, будущее его не волнует. И на суде был спокоен. Ни тени раскаяния. Парень здоров с медицинской точки зрения, но его психика вполне уродлива, самосознание отсутствует. Тут уже ничего исправить, очевидно, невозможно.
Через 9 лет осужденные выйдут на свободу. Выйдут настоящими матерыми волками, и мы с ними еще встретимся. А пока они сидят за решеткой, в городских джунглях подрастают новые волчата, которые пить, курить и говорить учатся одновременно и у которых тоже нет будущего, потому что судьба их запрограммирована всем тем, что они видят вокруг себя с момента появления на свет. Численность этой армии новорусских рекрутов в уголовники, люмпенов растет угрожающими темпами. А запас накопленной ею агрессии таков, что благополучные и успешные граждане не могут чувствовать себя в безопасности даже в собственной квартире - не то что на улицах города. От неожиданного удара бейсбольной битой не спасут ни толстый кошелек, ни врожденная интеллигентность, ни расставленные на каждом углу милиционеры. И это уже не проблема отмороженных подростков - это проблема всех нас, всего общества.
P.S. Поскольку приговор еще в законную силу не вступил, фамилии осужденных мы пока не называем.