Владимир (настоящее имя Шулим-Вольф) Давидович Баранов появился на свет 1 января 1888 года в селе Большая Липатиха Таврической губернии (сейчас - Запорожская область Украины). С 15 лет учился в Одесском художественном училище. Еще в его стенах увлекся авангардом, был участником выставок в Киеве и Москве. Окончив училище, поступил в Петербургскую академию художеств, но через год был отчислен по банальной причине - за непосещение занятий.
Тогда-то, в 1910 году, вольные ветры русского модернизма и занесли честолюбивого молодого человека в Париж. Баранов сразу оказался в знаменитом "Улье", объединявшем Пикассо, Шагала, Модильяни. Его картины того времени сделаны в манере футуризма и супрематизма, впервые подписаны на французский лад "Россине" (потом он присоединил псевдоним и к своей фамилии).
Особой страницей биографии Баранова стала завязавшаяся тогда и продолжавшаяся всю жизнь дружба с Соней и Робером Делоне. Их влияние на творчество Баранова несомненно. "Цвет ради цвета", "Пока искусство не освободится от предмета, оно осуждает себя на рабство" - эти высказывания французского "ересиарха кубизма" (так себя именовал Р. Делоне) вспоминаются, когда видишь картины Баранова первого парижского периода - "Война", "Голубой апокалипсис".
Одновременно Баранов увлекся светоцветомузыкой. Благодаря этой страсти он познакомился с Александром Скрябиным и написал его портрет. Композитор оставил на нем автограф: "Музыканту красок - Скрябин". "Цена" этого автографа особенно высока. Ведь Скрябин, как известно, много и всерьез занимался синтезом музыки и света, впервые введя в партитуру симфонической поэмы "Прометей" строчку для светового сопровождения. Увлечение Баранова тоже было очень серьезным. Он даже изобрел особого рода фортепиано - "оптофон", каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету. Свет, проходя через сложные оптические фильтры, проецировался на специальный экран - "хромотрон". Это изобретение сделано уже после возвращения Баранова в Россию в феврале 1917 года. В 1923-м он провел первые цветомузыкальные концерты у Всеволода Мейерхольда, а затем и в Большом театре. Сам изобретатель исполнил партию света в сопровождении симфонического оркестра. В программе были произведения Вагнера, Шуберта, Грига, Рахманинова. Между прочим, копия этого уникального музыкального аппарата сейчас хранится в Центре Помпиду в Париже (оригинал погиб во время второй мировой войны). Ну а на родине в 20-е годы "нотная живопись" встретила негативную оценку со стороны официозной критики. Возможно, оптофон был еще не вполне совершенен. Но, как бы то ни было, в 1925 году Баранов покинул СССР окончательно и снова уехал в Париж.
Примечательно, что и в дальнейшем жилка изобретателя не гасла в этом художнике. И порой весьма далекой от изобразительного искусства оказывалась его фантазия. Например, аппарат под названием "мультиперко" был предназначен для изготовления, стерилизации и розлива газированных жидкостей. Затем Владимир Давидович разрабатывает "хромофотометр" - прибор для анализа качества драгоценных камней. А незадолго до начала второй мировой войны Баранов придумал "динамический камуфляж", авторство которого позднее было ошибочно приписано Жоржу Браку. Его суть - в проецировании увеличенных цветовых пятен, позволяющих "скрыть" любой военный объект - движущийся или неподвижный. Свое изобретение он представил директору заводов Рено и представителям Пентагона. Но по каким-то причинам его тогда не внедрили в производство. Кстати, занимался им он не в одиночку, а со своим другом Робером Делоне.
И разумеется, художник оставался художником. Все эти годы Баранов-Россине - непременный участник Салона независимых, а также других выставок парижского авангарда. К этому добавлялась еще и преподавательская деятельность в открытой им по приезде в Париж "оптофонической академии".
Нетрудно представить, чем грозил Баранову приход нацистов, однако он отказался покинуть город, заявив: "Я люблю Париж и ничего не боюсь!" Его арестовали вместе с семьей. Родных вскоре выпустили, а самого Владимира Давидовича отправили в Освенцим, где он погиб в январе 1944 года.
Произведения Владимира Баранова-Россине на Западе нынче в моде. Например, на русских торгах "Сотбис" в ноябре прошлого года его картина "Зеленый апокалипсис" 1912 года "ушла" за 350 тысяч долларов.
И вот после затянувшегося - на 80 лет - перерыва он снова встретился с соотечественниками.