Очередное признание начальнику липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС РФ на днях пришло из Франции. Из Парижа сообщили, что за высокое летное мастерство он награжден французским орденом "За заслуги". Так отмечено показательное выступление Александра Николаевича на авиабазе "Кальмар" неподалеку от Страсбурга. Вместе с группой наших ветеранов-фронтовиков генерал участвовал там в праздновании 60-летия легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман". Французы, наслышанные об учебных победах российского аса, предложили ему и над "Кальмаром" на глазах тысяч зрителей провести еще один показательный бой. Да не за штурвалом привычного и испытанного Су-27, а в кабине тамошнего "Миража-2000".
"Мираж" так "Мираж"... В 1995 году генерал-майор с неизменным результатом уже летал на самолете такого типа в Южной Африке против лучших пилотов той страны, а также против гостивших там же американцев. Поднялся на "Мираже-2000" Харчевский и с авиабазы "Кальмар". Его противником оказался гордость Франции - опытнейший 30-летний майор их ВВС на однотипной машине. Результат, уже ставший привычным: приборы объективного контроля зафиксировали, что в реальном бою шансов вернуться на родной аэродром у французского майора не было бы.
Командирская карьера начальника липецкого авиацентра кажется на диво гладкой. Всего за два года из "зеленого" лейтенанта стал командиром авиазвена и летчиком-инструктором. В неполные 36 лет возглавил полк. Но только для непосвященных Харчевский кажется эдаким везунчиком. А на самом деле бывало всякое. И взыскания, и грозные разносы многозвездных начальников. Да и с должности командира полка снимали его после авиакатастрофы, в которой на истребителе разбился подчиненный и училищный друг нынешнего генерала командир звена Петр Шелыганов, не вышедший из пике на сверхмалой высоте.
Странно, обидно, но об этом человеке, на примере которого давно следовало бы звать в небо наших мальчишек, в России и сегодня знали бы немногие, если бы не случай. На телеэкраны всех компаний мира генерал-майор попал в тот день, когда на истребителе-спарке Су-27 "привез" на аэродром "Северный" под Грозным президента России Владимира Путина. Такого VIP-пассажира, понятное дело, абы кому не доверили бы.
Кстати, в полете президент попросил Харчевского позволить ему немного "порулить" боевой машиной. Генерал навстречу Верховному главнокомандующему пошел, однако поставил условие: после приземления в Липецке подписать план-заявку на дефицитнейшее в последние годы топливо для полетов летчиков своего центра. Президент заявку подписал прямо на аэродроме. И в небе над Липецком снова ревут реактивные двигатели. "Добро" на взлет молодым пилотам дает лучший летчик-истребитель России.