Президент России Владимир Путин в пятницу, 11 июня подписал больше десятка законопроектов и указов, касающихся как высших должностных лиц государства, так и миллионов рядовых граждан. Значительная часть этих распоряжений связана с запретами, но некоторые расширяют права и возможности россиян.
Газовый пряник
Одним из первых документов, получивших автограф президента, стал законопроект о газификации земельных участков россиян. Теперь гражданам больше не придется платить за прокладку «последнего километра» труб – от газораспределительной станции в населенном пункте до своего дома.
Согласно этому же закону, подготовка к газификации частного дома для граждан должна проводиться по принципу «одного окна». Документ также предусматривает создание единого оператора газификации – компании, которая будет подчиняться холдингу «Газпром» и станет собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ).
Планы газификации поручено разработать и утвердить региональным властям. Средства на реализацию программы решено получить за счет перераспределения инвестиционной надбавки газораспределительных организаций.
Инвестор, сдай экзамен!
Следующий закон, подписанный главой государства, ограничивает возможности неквалифицированных инвесторов по приобретению сложных финансовых инструментов. Документ разрешает Центробанку отменять такие сделки, если гражданин, пришедший торговать на бирже, не сдал специального теста.
Сделки также могут быть аннулированы, если финансовая организация не сообщила клиенту-инвестору исчерпывающую информацию о тех ценных бумагах, которые ему были проданы, и связанных с ними рисках.
Под действие ограничения попадают такие инструменты, как РЕПО (продажа ценной бумаги с обязательством обратного выкупа – фактически ставка на будущий курс этой бумаги), структурные облигации и другие виды искусственно сконструированных ценных бумаг.
Формально закон ограничивает возможности «физиков», массово пришедших на биржу в последние полтора-два года из-за крайне низкой доходности банковских вкладов. Однако на деле он создает предпосылки для более ответственного поведения крупных игроков, имеющих немалое искушение обчистить карманы неопытных новичков.
Условно анонимные электронные кошельки стали доступнее
Поставил российский президент подпись и под поправками к закону «О национальной платежной системе». Документ расширяет возможности использования «анонимных» электронных кошельков. По новым правилам, их владельцы смогут отправлять деньги не только юридическим лицам и ИП, как сейчас, но и другим физлицам.
Послабление последовало после многолетнего периода закручивания гаек, в ходе которого российским властям фактически удалось полностью ликвидировать анонимность в работе небанковских платежных систем. Так, с августа 2020 года пополнение кошельков «Яндекс.Деньги», «QIWI-Кошелька», WebMoney, PayPal и VK Pay стало возможным только через банковский счет или при идентификации личности, а с апреля нынешнего года было запрещено пополнять их наличными деньгами.
Еще немного запретов
Помимо этого, российский лидер подписал законы о штрафах для банков за угрозы при взыскании долгов – размер наказаний для кредитных организации за подобную деятельность составит от 50 до 500 тысяч рублей, - и о взысканиях за нарушения при маркировке лекарств. Суммы штрафов в этом случае установлены довольно щадящие: 5 – 10 тысяч – для должностных лиц, и от 50 до 100 тысяч – для компаний.
Утвержден президентом и закон об увеличении штрафов за разглашение персональных данных граждан. Сумма взыскания выросла до 10 тысяч для физлиц и до 50 тысяч – для должностных лиц.
Еще один документ касается наказаний за публикацию данных о силовиках – сотрудниках правоохранительных органов, спецслужб, военных и различных структур, приравненных к ним. Этот закон вносит изменения в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса РФ и устанавливает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или ареста на срок до четырех месяцев. Правда, пока ответственность будет наступать лишь случаях, если данные были получены «с использованием служебного положения». Иными словами, перепост в соцсетях видеоролика с жестоким разгоном несогласованной властями акции протеста не подпадает по действие этого закона – по крайней мере, до тех пор, пока власти не решат расширить его рамки, как уже неоднократно бывало с другими охранительными инициативами.