Почему «Спутник V» покоряет мир, но не в состоянии обеспечить коллективный иммунитет в нашем отечестве? Дело дошло до разговоров об обязательной вакцинации
Сквозь полузакрытые границы продолжают проникать благие вести о продвижении «Спутника V» в мире. Сломлено сопротивление санитарного ведомства в самой танцующей и болеющей стране — российская вакцина вот-вот начнет поставляться в Бразилию. Шесть штатов заказали у Москвы почти миллион доз. Словакия начинает прививаться российской вакциной. «Спутник V» зарегистрирован в Турции...
По данным главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, российская вакцина зарегистрирована в 66 странах, в некоторые из которых она уже продается. Поначалу были опасения, что отечественных мощностей не хватит, чтобы обеспечить массовую прививочную кампанию внутри страны, но теперь, судя по всему, налицо переизбыток препарата.
Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что мощности по производству вакцин от COVID-19 в России достаточны не только для россиян, но и для иностранцев. И поручил проработать условия для платных прививок гостей из-за рубежа. Пока что вакцинный туризм у нас был полулегальным. В прессу нет-нет да и просачиваются сообщения об иностранцах, рискнувших заплатить 2-4 тысячи евро за поездку в Москву и прививку российским препаратом. В марте Forbes писал о предприимчивом кишиневском туроператоре, который организовывал такие поездки за 1190 евро...
И вот теперь туркомпании обсуждают с Роспотребнадзором возможность прививочных туров в Россию. Специалисты считают, что спрос есть. В основном это состоятельные граждане развивающихся стран Азии и Африки, где своих препаратов нет или не хватает. То есть к нам полетит за спасительной прививкой элита третьего мира. С учетом явного дефицита хороших новостей эта звучит обнадеживающе.
Однако на этом фоне контрастом выглядит явное нежелание наших соотечественников бесплатно получить то, за что некоторые иностранцы готовы платить звонкой монетой. Как сообщил накануне глава Мин-здрава Михаил Мурашко, хотя бы одним компонентом «Спутника V» привиты около 18 млн человек — 12% населения страны. По подсчетам агрегатора gogov.ru, сейчас в России вакцинируются в среднем по 140 тысяч человек в день, то есть 0,1% населения. А Владимир Путин на ПМЭФ заявил, что страна должна достичь 60-процентной иммунизации взрослого населения «где-то в сентябре». Чтобы выполнить установку, надо перекрыть сегодняшние темпы вакцинации в 4 раза. Реально ли?
Когда я сам прививался в феврале, свободное время на вакцинацию в столичной поликлинике приходилось искать. А на днях заглянул на сайт мэрии Москвы и убедился: желающих почти нет. Можно записаться «день в день» и даже через полчаса. Или привиться в многочисленных пунктах вакцинации в торговых центрах и «павильонах здоровья» в московских парках, где очереди давно рассосались.
Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал увеличить бонусы за вакцинацию, но отверг идею поить бесплатным пивом каждого уколовшегося. Сейчас привитым дают скидочные карты на тысячу рублей, которые можно отоварить в торговых сетях. Однако желающих уколоться не прибавляется. Бюджетников и сотрудников госкомпаний прививают в добровольно-принудительном порядке: уколись — или с вещами на выход.
Дело дошло до того, что высокие должностные лица заговорили об обязательной вакцинации. В Совете Федерации разгорелся скандал, когда во время выступления главы Роспотребнадзора Анны Поповой сенатор Маргарита Павлова напомнила ратующим за принудиловку о Нюрнбергской конвенции, запрещающей медицинские опыты над населением. Пока решили ограничиться обязательной вакцинацией мигрантов (примерно от 6 до 10 млн человек, кто ж их посчитает точно?).
Не работает агиткампания «Я привился, а ты?», в которой участвуют узнаваемые личности. То ли сам этот прием, активно используемый властью во время выборных кампаний, набил оскомину у публики, то ли сказывается всеобщее недоверие к казенным призывам, даже правильным. А может, причина еще глубже?
Как и многие россияне, убежденные властями через их уполномоченных спикеров, я попытался перед прививкой провериться на антитела, чтобы «не увеличить нагрузку на систему здравоохранения» и не попасть в реанимацию сразу после укола, как это случалось с моими знакомыми (кстати, тяжелые заболевания привитых также замалчиваются, причины не объясняются). Но сделать это не удалось: в городских поликлиниках свободных записей не было несколько месяцев, коммерческие лаборатории также не справлялись с потоком желающих, хотя «говорящие головы» утверждали обратное. На мои вопросы к департаменту здравоохранения Москвы с просьбой подсказать, как решить эту проблему, мне отвечали отписками...
Многих оттолкнула от прививки ситуация вокруг «ЭпиВакКороны», вакцины новосибирского «Вектора». Говорили, она гарантирует отсутствие побочных явлений. Знаю поликлинику, где с каждого пришедшего на такую прививку брали по 11 тысяч рублей за «комплексное исследование и подготовку к вакцинированию». Выстроилась очередь. Но вскоре заявило о себе массовое движение недовольных добровольцев, участвовавших в испытаниях «ЭпиВакКороны». Они провели собственное исследование эффективности вакцины и потребовали от разработчиков и Минздрава объяснений по поводу отсутствия антител после прививки. Отвечали им крайне невнятно: мол, это такие хитрые антитела, что требуются специальные тесты. А тут еще выяснилось, что в числе разработчиков вакцины значится глава Роспотребнадзора Анна Попова, которой по должности предписано не изобретать, а контролировать...
На все эти вопросы до сих пор нет четкого ответа — напротив, их становится все больше. Нет достоверной информации и о третьей зарегистрированной в России вакцине «КовиВак».
Не усиливает доверие к прививочной кампании благодушное отношение к ковиду наверху. Число ежедневных заражений остается на уровне 9 тысяч, однако в столицах и других городах власть устраивает массовые мероприятия, нарушая свои же правила исходя из «политической целесообразности». Взять тот же ПМЭФ и вечеринки, которые там прошли с выступлениями Григория Лепса, певицы Zivert и непременного Сергея Шнурова. Люди думают: если они так гуляют, так, может, и ковид не так страшен, как его малюют?
Нет предметного разговора о критическом расхождении в цифири. По данным Росстата, с апреля 2020-го по март 2021-го в России от последствий коронавируса скончались 249 702 человека, в 166 858 случаях он стал основной причиной смерти. Еще 82 844 пациента, у которых был диагностирован COVID, судя по указанным в документах причинам смерти, скончались в результате иных заболеваний. Таким образом, общее количество умерших в России в результате пандемии превышает 330 тысяч, ставя нашу страну на третье место в мире по потерям. А федеральный оперштаб рисует совершенно иную картину: на 1 мая число летальных исходов из-за коронавируса в России составило 110 520. Эта цифра фигурирует и в международной статистике, приукрашивая российский имидж. И до сих пор нет объяснения и избыточной смертности населения в прошлом году, которую специалисты оценивают в полмиллиона человек.
В итоге всех этих недоговоренностей, лукавств и откровенной лжи наша прививочная кампания выглядит, мягко говоря, бледно на фоне других стран. В Израиле привито все взрослое население, теперь на укол отправили детей и подростков. В США укололись 310 млн, а полностью привитых — 170 млн, больше половины населения страны. В той же Бразилии привито около 50 млн. В абсолютных цифрах лидирует Китай, поставивший хотя бы одну дозу почти 800 млн граждан, прививая по 18-20 млн ежедневно и наращивая темпы. Просто принудить полуторамиллиардную страну в едином порыве что-либо делать практически невозможно. Дело в ином: китайский народ доверяет руководству страны (между прочим, власти в КНР категорически против обязательной вакцинации).
Такое доверие — факт не только медицинский. Его надо завоевать. На протяжении 40 лет реформ китайцам говорили: ваш доход увеличится через год на столько-то, еще через год — на столько. И эти обещания властей из года в год исправно выполнялись. Так чего же ей сейчас не поверить? Вот данные исследований: если в 2003 году, через 25 лет с начала реформ, деятельность центральных властей поддерживали 86% населения КНР, то к 2016-му этот показатель вырос до 93%. Исследование проводил Гарвардский университет (США), его-то трудно заподозрить в приукрашивании китайской действительности. Согласно результатам общенационального опроса, проведенного в КНР Йоркским университетом (Великобритания) в партнерстве с китайскими вузами в апреле 2021-го, уровень доверия населения к центральным властям Китая повысился до 98%.
P.S. Cогласно исследованию Edelman Trust Barometer 2020, которое охватывает 26 стран, Россия — государство с самым низким совокупным уровнем доверия людей к государству, бизнесу, медиа и негосударственным организациям. Между тем ученые-экономисты (такие, например, как Фрэнсис Фукуяма) утверждают: от уровня доверия к власти зависит не только прививочная кампания, но и экономические успехи.