Литературный обзор
«Просто существовать — уже счастье» — к такому выводу приходит герой новой книги питерского автора, считающий, что «правильное арифметическое действие для достижения счастья — не сложение, а вычитание». Вычитание всего лишнего. И это не так просто, как некоторым кажется.
Бронислав Виногродский «Искусство управления переменами»
Правильно думает тот, чьи прогнозы сбываются. Именно умению мыслить учит самый древний трактат китайской культуры, который автор — известный китаевед и специалист по даосским практикам — переводил и исследовал в течение 30 лет. Дух этого изданного по-русски в трех томах труда присутствует во всех сферах жизни нынешних китайцев, включая политику и экономику. Многовековой опыт наблюдений и толкований закономерностей развития природы, общества и человека не утратил актуальности. И дело не в гадании с помощью монеток, а в мастерстве верно прочесть и применить полученные знаки. Ведь в мире мало фундаментально знаковых, системно целостных текстов. Книга перемен наряду с Торой и индийскими Ведами в их числе.
Вот некоторые названия глав: «Отсутствие заблуждений», «Связность», «Брожение», «Прокусывание», «Большое накопление»... В них подробно комментируются трактовки типа: «Негоже мне стремиться к Незрелому концу. Пусть он стремится ко мне». Или: «Оставь свою волшебную черепаху и наблюдай, как движутся мои челюсти». Задача — разгадать историческую мудрость, соотнеся ее с собственными чаяниями. Хотя, читая это очень впечатляющее произведение, лишний раз осознаешь, насколько далеки Восток и Запад и вместе им никогда не сойтись.
Герман Садулаев «Иван Ауслендер»
Автора «Шалинского рейда» и сборника «Я — чеченец!» люди интересуют куда меньше идей. И в новом (после долгого молчания) романе он это ярко продемонстрировал. Главный герой, преподаватель санскрита в университете, ищет себя. После событий на Болотной площади окунается в политику, потом в бизнес по поставке замороженных овощей из Индии. А в финале ложится на операцию — и чем она закончится, неизвестно. Важно другое. Пытаясь разобраться в жизни, страдающий, ошибающийся, ощущающий себя чужестранцем Иван понял: «Этот мир лучший из возможных», где «просто быть — это блаженство». Читать роман Садулаев советует с конца: в завершающем философском отступлении — ключи ко всем основным линиям.
Влад Пискунов «Русская кухня. Лучшее за 500 лет»
Для инженера и кулинарного блогера Влада Пискунова готовка — источник счастья и больших эмоций. Пространство отечественной гастрономии он осваивает с размахом, аж за 500 лет, следя за тем, как смена эпох отражалась на рационе разных сословий. Если сравнить обед петербургского аристократа с трапезой монаха на Валааме, ни за что не скажешь, что эти люди — соотечественники. Впрочем, и среди графьев на вкус и цвет товарищей нет. Так, кушанья на столе графа Шувалова резко отличались от того, что подавали Потемкину-Таврическому, обожавшему соленья и квашенья. «Нет лучше огурцов нижегородского засола в тыквах». А моченой брусники с антоновкой не желаете? «Хороша закуска — квашена капустка. И подать не стыдно, и съедят — не жалко». Поговорки пересыпаны цитатами из редких поварских фолиантов. Откуда взялись беляши, посикунчики, ковбык. Как повлияли на кухню церковный раскол, петровские реформы, отмена крепостного права и поправший национальные традиции ХХ век, которому, кроме селедки под шубой да салата «Мимоза», и похвастаться нечем. Любопытнейшая и вкусная книга о соленьях, пельменях, блинах и грибах. У нее будет продолжение. Во второй части речь пойдет про похлебки, уху, голубцы, а в третьей — про каши, пышки, пряники, пироги и настойки. Тем, кто на диете, советуем от этих книг держаться подальше!