Отражения Тарковского

Кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского начал работу в пяти городах Ивановской области

В пяти городах Ивановской области — в самом областном центре, а также в Юрьевце, Кинешме, Шуе — начал работу кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Но центром бурной фестивальной жизни стал кукольно-маленький, невыразимо прекрасный городок Плес, в котором проживает чуть более 2 тысяч жителей.

Когда-то здесь подолгу жил великий русский художник Левитан, писал свои замечательные полотна, в том числе всемирно известную философскую картину «Над вечным покоем». Эти же благословенные места связаны с именем другого гения — кинорежиссера Андрея Тарковского.

На берегах Волги он родился, здесь прошло его детство, сюда он часто возвращался памятью. Теперь эти места стали кинематографической Меккой. В Плес, Юрьевец, Иваново ежегодно приезжают десятки актеров, режиссеров со всего мира, чтобы поклониться памяти автора «Андрея Рублева», «Зеркала», «Сталкера», «Ностальгии», «Жертвоприношения». Нынче в Плесе причалил теплоход «Георгий Жуков», где поселились участники фестиваля, и тихое, сонное очарование городка взорвалось разноязыкой речью. Из далекой Исландии прилетел знаменитый документалист, номинант «Оскара», друг нашей страны Фридрик Тор Фридрикссон — он работает в жюри киносмотра. Отложил дела по продвижению своей картины о Лувре в европейский прокат (в России этим фильмом пока никто из дистрибьюторов не заинтересовался) и приехал в Плес Александр Сокуров — на фестивале «Зеркало» пройдет ретроспектива его работ. Свои лучшие картины в специальной программе «Тарковский. Контекст» покажет известный армянский режиссер и директор фестиваля «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян. Америку представляет поэт, эссеист, профессор Чикагского университета Илья Кутик, который много лет ведет курс в киноколледже по эстетике Тарковского. Из Парижа прилетел писатель и режиссер Эммануэль Каррер — призер Каннского и Венецианского фестивалей, автор нашумевших биографий Филипа Дика и Эдуарда Лимонова, разошедшихся по миру огромными тиражами. Кто знает, может, на очереди биография Тарковского? А пока знаменитый француз, который, кстати, блестяще говорит по-русски, возглавил большое фестивальное жюри.

С особым волнением ждали в Плесе Алису Фрейндлих, которой на открытии вручили приз за вклад в мировое кино. Алиса Бруновна известна тем, что совсем не ездит на кинофестивали. Но появиться в Плесе она сочла своим долгом. Актриса, недавно отметившая свое 80-летие, находится в блестящей творческой и физической форме. Легкая, изящная, она грациозно взлетела по высоким ступенькам на сцену, чтобы получить награду из рук президента фестиваля Павла Лунгина и губернатора Ивановской области Павла Конькова. Присутствующие устроили ей 10-минутную овацию стоя.

«Я ошеломлена таким теплым приемом, — призналась растроганная актриса. — Тем более что я чувствую себя в кино пришельцем. Моя страсть — театр. А он ревнив и редко отпускает своих актеров на съемки. Да и я сама долго боялась камеры. Но нашлись люди, которые в меня поверили, и я стала сниматься. Главное счастье моей жизни — что довелось встретиться с Тарковским. Это была короткая встреча в «Сталкере», где у меня небольшая по метражу роль. Но счастье работы с Тарковским было удвоено благодаря тому обстоятельству, что первый отснятый материал оказался в браке и мы отсняли наши сцены заново. Это был уникальный опыт, это незабываемо».

После праздничной церемонии открытия начались фестивальные будни. Вчера в Иваново стартовала двухдневная международная научная конференция «Модернизм после Тарковского», в которой принимают участие киноведы, культурологи, философы из разных стран мира. А в Плесе начался показ конкурсных картин. Фильмом открытия стал «Ничей ребенок», основанный на реальных событиях. Он рассказывает о маленьком мальчике, который в 1988 году был обнаружен охотниками среди волчьей стаи. Маленькому Маугли дали имя, фамилию и отправили в детский дом, где он начал делать успехи в своем развитии, выучил азбуку, стал читать и разговаривать, подружился со своим сверстником. Но в Югославии началась гражданская война, и беззащитный, трогательный мальчик оказался не нужен ни людям, ни волкам...

Вчера программу открыла турецкая трагикомедия с характерным названием «Почему я не Тарковский». Она рассказывает о режиссере, который мечтает делать авторское кино, а вынужден снимать коммерческую жвачку. Что и говорить: актуальный зачин для фестиваля, носящего имя Тарковского, который не шел на компромиссы, а служил одному своему ниспосланному свыше дару, служил правде. В разных программах «Зеркала» более сотни игровых, документальных, анимационных картин, которые как раз ориентированы на честный, интеллектуальный, философский уровень разговора со зрителями.