Корреспондент «Труда» застал актрису накануне ее отлета в Сочи, где она представит на «Кинотавре» фильм «Ангелы революции»
Когда в 2002 году в картине Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» появилась бездомная девочка-подросток по имени Чиччолина, никто не мог представить, что перед нами будущая звезда. Но именно Андрей Прошкин стал крестным отцом Даши Екамасовой в кинематографе. Позднее она сыграет еще в двух его фильмах — «Игры мотыльков» и «Солдатский декамерон». Затем на нее обратит внимание Прошкин-старший — Даша снимется в «Докторе Живаго» и «Живи и помни». А Борис Хлебников пригласит ее в «Свободное плавание»... Но ярче всего ее звезда засияет в 2011-м, когда Андрей Смирнов пригласит ее на главную роль в картину «Жила-была одна баба». Там она пронзительно проживет жизнь тамбовской крестьянки Варвары, на долю которой выпали драматические события начала прошлого века. А затем уже Даша станет любимой актрисой Алексея Федорченко, засветившись в «Небесных женах луговых мари», киноальманахе «Четвертое измерение» и «Ангелах революции». Сегодня на счету Дарьи Екамасовой такие почетные актерские знаки признания, как «Ника» и «Белый слон». И вполне возможно, появится еще одна награда — приз за лучшую актерскую работу на «Кинотавре», где Даша представит именно «Ангелов революции»: там она сыграла главную роль Полины — богини революции. Корреспондент «Труда» застал актрису накануне ее отлета в Сочи.
— Даша, что новенького? Где сейчас работаете?
— С удовольствием снимаюсь у дебютантов, считаю, их нужно поддерживать. Они очень стараются и предлагают интересные роли. Вот на днях закончили съемки картины «Любовь», где моим партнером стал Юрий Владимирович Назаров. Также снимаюсь в полнометражном фильме «Чемпионы-2» . На этот раз сюжет затрагивает летние Олимпийские игры. Моя история — о победоносном Александре Попове и его жене, пловчихе Дарье Шмелевой. Еще вовсю идут съемки ленты под рабочим названием «Некрасивая Любовь», очень необычная приключенческая драма о незаурядной девушке. Еще «Графоманы»...
— Чем, кстати, вас заинтересовали «Графоманы»?
— Об этом проекте могу говорить часами. Во-первых, конечно же, сценарий, написанный талантливым Владимиром Зайкиным, режиссером и сценаристом, которого я очень уважаю. Во-вторых, роль писательницы с экзистенциальной депрессией, рвущейся и неоспоримо уверенно-неуверенной женщины... Мне было очень приятно, что Зайкин разглядел во мне способность сыграть такой характер. Обычно мне предлагают совершенно другие роли.
— Что скажете о творческом методе Зайкина — в сравнении с Алексеем Федорченко или Николаем Лебедевым, у которых вы тоже работали?
— Мне очень везет на режиссеров. Ни разу не было промаха. Они все разные по человеческим качествам, потому что настоящие таланты не могут повторяться, но их всех объединяет одно: они до края наполнены азартом и стремлением снимать хорошее кино. Бескомпромиссные, находчивые, но при этом еще и добрые. Такие разные и такие любимые. Нельзя сравнивать Федорченко и Зайкина, они абсолютно непохожи, это юг и север, огонь и вода, орган и скрипка — противоположные стихии.
— Героя картины — писателя-отшельника — сыграл Гоша Куценко. Как с ним работалось?
— К сожалению, мы в этой картине не пересекаемся, но скоро выйдет фильм «Страна Оз» (режиссер Василий Сигарев), у меня там небольшая роль, и снимались мы как раз вместе с Гошей. Он меня поражает какой-то естественной простотой и открытостью. А еще у нас дни рождения совпадают!
— Всегда хотела вас спросить, Даша, откуда у вас такая интересная фамилия?
— Ух... Многие давно пытались ее расшифровать, но спотыкались на втором слоге. У меня мордовские корни, видимо, я мокша (один из этносов, вместе с эрзя составляющих мордовский народ. — «Труд»). Вот что знаю точно: ека — это «река», а екамас на языке эсперанто — «бегущая лошадь»...
— Да, прояснили, называется... Расскажите о своих корнях. Они актерские?
— Вовсе нет. Дедушка с бабушкой — физики, папа — инженер, мама — заведующая детсадом... Прабабушка, правда, была очень артистична, всегда пела, даже когда была уже совсем старенькая. Зато у меня в семье все абсолютно умели играть на фортепиано.
— А желание стать актрисой было осознанным с детства?
— Однажды, посмотрев «Гостью из будущего», я подошла к маме и сказала, что хочу в телевизор. Мне было лет пять, но я это помню. Мама ответила, что в моем случае это невозможно. И якобы все, что показывают в кино, — неправда, так что можно и не мечтать, что там будут пришельцы, мальчишки Электроники и т. д. Но я не сдалась и мысль об актерстве затаила.
— На кого равнялись, когда учились?
— Старалась на себя. Специально во время учебы не читала Станиславского и Чехова. Хотелось самой вникнуть в какие-то тонкости ремесла, все изучить изнутри. Слушала мастера Пороховщикова и не создавала себе кумиров, хотя, конечно же, восхищалась работами нашей старой гвардии...
— И вот у вас уже десятки ролей. В основном драматические... Это вам близко, или просто так видит режиссер?
— Почему же, скоро выйдут и комедии. Любимый жанр у меня — трагикомедия!
— Одной из самых ярких ваших работ стала Варвара из пронзительной ленты Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Простая тамбовская крестьянка, проживающая на экране полтора десятка лет — от начала прошлого века до гражданской войны. Что дала вам эта роль?
— Получила большой жизненный опыт во время съемок. И конечно, прошла громадную школу со своими партнерами. Рада, что все это было. Наверное, я была бы другая, не пройдя этот путь.
— Варвара — собирательный образ миллионов русских женщин. Просто архетип. Моя бабушка, кстати, родом из Тамбовской губернии, прожила именно такую жизнь, как ваша героиня. Как вам, коренной москвичке, удалось набрать этого «черноземного» колорита?
— Помог Андрей Смирнов. Завалил книгами, выписками, документами. Ну и потом, это же самое интересное в нашей профессии — погружение в роль, в чужую судьбу, которая вдруг приклеивается к тебе так, что не стряхнуть... Когда легко — неинтересно!
— Вам очень досталось тогда — вашу героиню в фильме без конца били и насиловали, причем все происходило очень даже натурально. Что было самое трудное во время таких съемок? Обнажиться?
— Я люблю свое тело, но конечно раздеться до «ню» было очень непросто, неловко, стыдно. Но только в первом дубле, а дальше я уже об этом не думала, просто влезла в шкуру героини.
— А вы до фильма что-то знали о Тамбовском восстании крестьян?
— Скорее, нет. В школе мы историю проходили очень поверхностно, пришлось потом наверстывать пробелы.
— Все-таки из таких разных ваших героинь — какая ближе вам по характеру?
— Честно скажу: я не знаю. Я совершенно разных женщин играла, от монашек до проституток. Когда приступаешь к работе, думаешь: ну что у тебя может быть общего с этой героиней? А потом вдруг выясняется, что ты уже живешь и мыслишь так, как это могло быть в снятой истории. И находишь вдруг в себе то, о существовании чего никогда и не подозревала. Очень интересный процесс — такое взаимопроникновение. В физике называется диффузия, а в нашей профессии — войти в образ.
— Даша, у вас характер мягкий или твердый? На компромиссы часто идете?
— Я работаю над этим. Учусь принимать все. Жить в доверии со Вселенной. Но характер у меня не шелк, зачастую слишком многое зависит от настроения. Знаю за собой такой грех, но не всегда собой управляю. Выручает хорошее воспитание — бабушка и дедушка научили меня уважать людей и всегда давать им шанс.
— Вы легко соглашаетесь на роль? Что является главным критерием при выборе?
— Сюжет, режиссер, партнеры.
— В каком кино себя точно не видите?
— Никаких исключений, главное (см. выше!) — сюжет, режиссер, партнеры. К тому же я люблю эксперименты.
— Все еще мечтаете пройтись по красной каннской дорожке?
— Была возможность, и не раз, но хочется первый раз поехать в Канны с фильмом, а не просто по дорожке походить. Так что подожду.
— А почему вас почти не видно на телевидении? Не было желания попробовать себя в качестве ведущей?
— С моей-то дикцией? Но, кроме шуток, я бы хотела вести интересную телепередачу. Вот с удовольствием поработала бы на детском канале.
— Что нравится на нашем телевидении? Что раздражает?
— Это еще один ответ на предыдущий вопрос, почему я не работаю ведущей. Очень много «воды» на каналах. А редкие успешные варианты уже заняты прекрасными ведущими.
— А театр остался в вашей жизни?
— Сейчас репетирую Елизавету в новом спектакле Театра.doc «Сны Елизаветы об ее отце Петре». Сценарист и режиссер Елена Гремина. Также продолжаю играть Любовь Менделееву в «Пленных духах» Владимира Агеева. Не так давно выпустила спектакль в Нью-Йорке под названием «Knock», по произведениям Даниила Хармса. Мой первый опыт на английском. И, конечно же, захватывающий путь освоения игры на иностранном языке. До этого у меня был опыт игры на марийском (в картине Федорченко «Небесные жены...»).
— Родители поняли, что вырастили звезду экрана?
— Они никогда меня не хвалили. Спасибо им за это.
— Ваша семья сегодня — это...
— Самое важное и ценное, что у меня есть.
— Чего не хватает для счастья?
- Хм... Сейчас задумалась и поняла, что очень счастлива! Сегодня у меня премьера на «Кинотавре», рядом близкие люди, в Москве все тоже здоровы и позитивны. Впереди целое лето... А что еще для счастья нужно? По словам Дарьи, она «захотела в телевизор» в пятилетнем возрасте, посмотрев «Гостью из будущего»