Свет фресок Дионисия уже не греет

В нашей защите нуждается известный подвижнический труд Юрия Холдина, открывшего широкой публике фрески Дионисия

В канун нашего национального праздника — Дня России — вокруг звучит много верных и торжественных слов об истоках. Тем неожиданнее и тревожнее новость: известный подвижнический труд Юрия Холдина, открывшего широкой публике фрески Дионисия, нуждается в нашей защите.

«Труд» много писал о грандиозном выставочном проекте московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина, открывшего для широкой публики фрески Ферапонтова монастыря. Автор фресок Дионисий — гениальный художник золотого века иконописи на Руси, продолжатель традиций Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева, современник Микеланджело и Леонардо да Винчи. Известные по летописным источникам работы выдающегося московского иконописца не дошли до нашего времени. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре — единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры. Они занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Удаленность и малодоступность этого памятника никогда прежде не позволяла оценить его подлинное величие. Доступ к оригиналу из-за проблемы сохранности ограничен до 15 минут посеансовых посещений собора...

Но проблема и сохранности, и доступности этого шедевра для широкой российской и зарубежной публики в начале ХХI столетия была решена беспрецедентным для мировой практики образом. Юрий Холдин — единственный мастер фотоискусства, который показал пространственный образ собора со стенописью так, как ни при каких условиях не видит человек, приезжающий в Ферапонтово. Он перевернул все сложившиеся стереотипы в представлении этого памятника, а европейские специалисты, увидев холдинские фотошедевры, заговорили о Дионисии как о русском Леонардо да Винчи, великом колористе и мастере пространственных композиций. Именно потому, что Холдин придумал свои нестандартные приемы в работе с переменчивым дневным цветом и нашел световой камертон для передачи колористической гармонии всех 300 композиций, сохранившихся в ферапонтовском соборе.

Юрий Холдин трагически погиб в самом расцвете сил, отдав этому жертвенному труду последние 12 лет жизни. Он горел желанием показать Дионисия, целое столетие страдавшего от некачественного тиражирования, на профессиональном уровне, соразмерном его гениальному творению, чтобы знаменитые фрески наконец смогли увидеть во всем великолепии и Россия, и весь мир.

Видеть и осознавать, что мы — наследники действительно великой культуры. Созданный Юрием Ивановичем в-ыставочный материал впервые донес не только адекватный цвет всего огромного цикла фресок при дневном освещении, но и раскрыл светоносную природу образов, их смысл, значение и силу. Другого пути представления этих фресок нет!

Со временем это все очевиднее. Проект Холдина стал в восприятии наших современников предметом национальной гордости, своеобразной визитной карточкой России. И вот проект национального по существу значения — известный подвижнический труд нашего современника, защитивший уровень и качество представления выдающегося творения иконописца XV века Дионисия, — сегодня сам нуждается в нашей защите.

Последние четыре года выставка работала в постоянной экспозиции Музея храма Христа Спасителя, где, по мнению ее зрителей, она обрела вполне логичное место, стала таким же символом церковного возрождения, как и сам храм-памятник, в пространство которого она органично вписалась. Но выставка вынуждена искать новую крышу, чтобы не оказаться в любой момент на улице. Коммерческий Фонд храма Христа Спасителя предложил некоммерческому фонду «Фрески Руси», безвозмездно работавшему все эти годы во благо церкви и просвещения людей (вход свободный, экскурсии бесплатные!), перейти на договорные арендные отношения с ежемесячными платежами в 254 тысячи рублей!

Таких бессребреников, как Екатерина Холдина и ее помощники, еще поискать: 140 лекций по полтора-два часа за семь месяцев. Причем безвозмездная работа выставки и ее организаторов, не получающих за это никакой зарплаты, зрителями воспринималась как серьезная просветительская деятельность всей церкви. Поэтому, пока выставочный проект Холдина озадачен поисками новой площадки, зрители обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой о необходимости постоянного помещения под выставку-проект «Свет фресок Дионисия — миру».

P. S. И призвали всех неравнодушных подписываться под петицией на сайте change.org.