В Московской области разбился самолет, которым управлял бывший летчик эскадрильи «Стрижи», подполковник Сергей Васильев
В воскресенье в Солнечногорском районе Московской области рухнул со стометровой высоты Аи-10 «Икар», за штурвалом которого сидел настоящий ас — бывший летчик эскадрильи «Стрижи» подполковник Сергей Васильев. И это, увы, не единичный случай: только за последние три недели в стране разбились пять легкомоторных самолетов, погибли восемь человек. «Труд» решил выяснить, почему они падают.
Говорят, военные летчики, садясь в кабину заштатного «кукурузника», часто переоценивают свои силы, полагая, что после «сушек» и «мигов» им сам черт не брат. Ведь на истребителе пилот полагается на силу двигателя, а легкомоторные самолеты поднимаются в небо, что называется, на крыле.
«Военный летчик — это своеобразный знак качества в авиации, — не согласился заслуженный пилот военной и гражданской авиации, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. — А тем более старший летчик эскадрильи «Стрижи». И легкомоторным самолетом он управлять, конечно же, умел — эти азы проходят еще в училище».
Окончательные выводы по поводу очередного ЧП в воздухе сделает следствие. Однако у Олега Смирнова уже сейчас есть версии. Например, при полете на небольшой высоте в лопасти винта могла попасть крупная птица. Бывают случаи, когда самолет заправили некачественным керосином. Могло произойти возгорание или отказ техники. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Но под этим термином авиаторы прежде всего имеют в виду тех, кто при подготовке пилота экономил на тренажерах или сэкономил на оборудовании для посадки в сложных метеоусловиях. В последние два года государство упростило процедуру регистрации легкомоторной авиации, законодательно закрепило уведомительный принцип полетов. Однако осталась крайне острая проблема — хранение и содержание. Если поставить самолет, например, во Внуково, то, по выражению Смирнова, придется рассчитываться слитками золота. Поэтому самолеты стоят на маленьких аэродромах, которые не всегда даже зарегистрированы на карте. Там нет надлежащих условий для стоянки даже летом, не говоря уже о зимнем хранении. Техническое состояние летательной техники, пару лет простоявшей под открытым небом, уже вызывает вопросы.
К слову, после аварий Роструд пообещал проверить все авиакомпании, которые имеют в своем парке легкомоторные самолеты. Однако наш эксперт опасается, что дело может закончиться закручиванием гаек, что приведет к исчезновению легкомоторной авиации как таковой.
На самом деле в России всего несколько сот таких самолетов. Для сравнения: в США и Японии счет идет на десятки тысяч, а аварий в небе происходит меньше.