КОМУ ДОСТАНУТСЯ СЛАДКИЕ ПРЯНИКИ?

Начавшись как мероприятие деловое, скромное - с пустыми лежаками на пляже и незаполненными кинозалами, сочинский киносмотр постепенно разгулялся, разросся, втянул в свою орбиту сотни звезд кино, театра, шоу-бизнеса, которые продолжают прибывать на закрытие смотра. Сегодня все гадают, кто уедет домой с главным призом обновленного фестиваля.

ПЛЯЖНЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Всевозможные догадки, предположения строятся с утра на пляже, куда высыпает весь фестивальный люд. Самые дисциплинированные появляются здесь уже в 7 - 8 утра. Актер Никита Джигурда сначала делает замысловатую гимнастику с элементами йоги, восточных единоборств, потом с упоением тягает штангу в прибрежном спортзале. Еще недавно он слыл последовательным вегетарианцем, был худ и строен, нынче позволяет себе рыбу, творог и даже мясо, поэтому заматерел, набух буграми мышц. Могучий, бородатый, он поделился со мной мечтой: хочет вместе с друзьями-товарищами вернуться к нашумевшему проекту "Любить по-русски" - в память о замечательном актере и режиссере Евгении Матвееве. Студия "Слово", где в последние годы работал Евгений Семенович, уже заинтересовалась этой перспективной идеей.
Но, в отличие от общительного Джигурды, некоторых наших сериальных "звезд" популярность, похоже, утомляет. Многие актеры появляются на людях в глухих черных очках - чтобы глаз не было видно. Ольга Дроздова, которая приехала без своего мужа Дмитрия Певцова (он снимается нынче в экранизации романа А. Солженицына "В круге первом", где у него одна из главных ролей, ради которой актеру, говорят, пришлось постричься наголо), показала журналистам хитрое приспособление, похожее то ли на шапочку, то ли на паранджу, которое в случае необходимости позволяет скрыть лицо, оставив только щелку для глаз. Влад Галкин появился как-то на людях в легкой белой курточке с капюшоном, который опять-таки позволяет остаться неузнанным. Светловолосый Дмитрий Харатьян давно махнул рукой на всевозможные уловки: он стал известен в 16 лет, когда снялся в фильме "Розыгрыш", поэтому к издержкам популярности давно привык. На "Кинотавре" Дима с утра до ночи режется в теннис, где делает большие успехи.
И уж совсем отчаялся остаться незамеченным Илья Олейников - ведущий популярного телевизионного "Городка". Худой, как жердь, и высокий, как каланча, с характерными усами, которые он холит и лелееет на протяжении многих лет, Илья Львович виден издалека. Состоятельные почитатели нашли актера даже здесь, на закрытой территории гостиницы "Жемчужина", и устроили ему шикарный выезд на фешенебельном катере на морские просторы, где были рыбная ловля, купание и другие прелести необременительного досуга. Сполна вкусив их (не подумайте ничего плохого - актер много лет ограничивается на всевозможных тусовках бокалом сухого вина), Олейников отбыл в Питер, не оставшись на торжественную церемонию закрытия фестиваля. Комедия "Тайский вояж Степаныча", в которой он снялся, была с воодушевлением принята сочинскими зрителями, но в конкурсной битве не участвует, так что призовые расклады ее изначально миновали.
"ПАКОСТНИК" И ДРУГИЕ
Между тем борьба за награды фестиваля предстоит нешуточная, хотя ряд широко разрекламированных картин и обнаружил в Сочи свою творческую несостоятельность. На ежевечерних "кинорингах" с участием критиков чувствительные уколы достались, например, "Жмуркам" Алексея Балабанова - брутальной бандитской саге, снятой "под Тарантино", но лишенной того искрометного юмора, кинематографического изящества, синефильской энергетики, которые отличают творения американского режиссера. В большинстве своем не поняла и не приняла фестивальная публика фильм "Мама не горюй-2" в постановке Максима Пежемского - головоломное нагромождение невероятных событий, в которых пульс сюжета прощупывается очень слабо. Никто ничего не понял в фильме "Пакостник" Татьяны Деткиной - чрезвычайно зашифрованном авторском послании, где даже самые искушенные киноманы не смогли обнаружить ниточку смысла. "Нет, вы подумайте, - с трагическими обертонами в голосе прошептал мой сосед по кинозалу, - Бергмана понимаю, Антониони понимаю, Тарковского понимаю, а у Татьяны Деткиной не понимаю ни-че-го!" И опрометью выбежал из зала, не дождавшись конца просмотра. Его примеру последовали многие...
На сегодня фаворитом фестивальной публики считается фильм Ларисы Садиловой "Требуется няня", хотя у него есть и противники. Это блистательно снятая и глубоко задуманная, хотя драматургически, возможно, и не до конца выверенная лента о благополучном семействе, у которого, казалось бы, есть все для счастья: престижная работа, достаток, вышколенная прислуга. Осталось нанять для шестилетнего ребенка няню. Ею становится бывшая учительница биологии Галя (Мария Зубанова), которая в силу то ли социальной зависти, то ли по причине своей женской обделенности начинает разрушать семейство изнутри. Ребенка она по ночам завораживает страшилками про ведьм и вурдалаков, жену изводит анонимными звонками от предполагаемой любовницы, мужа шантажирует тем, что якобы он по пьянке переспал с ней... И все это с кроткой миной на лице, но с поистине изуверской расчетливостью. Семья на наших глазах начинает рушиться, жизнь в ней превращается в настоящий ад, а шестилетний ребенок - в исчадие ада.
Картина всем своим образным строем призывает хранить тепло домашних стен от постороннего влияния, не передоверять сложный процесс воспитания юной личности чужим дядям и тетям, с полемической остротой настаивая на том, что между родителями и ребенком - во всяком случае до определенного возраста - не должно быть посредников, иначе это может обернуться невосполнимыми потерями для юной души, для общества. "Я сама, занятая работой, отдала своего ребенка в чужие руки и до сих пор об этом жалею", - сказала режиссер в ответ на мои комплименты по поводу фильма. И печально улыбнулась.
ПРОГНОЗЫ
Разделит ли жюри тревогу и боль Ларисы Садиловой? Или поддастся пророчески мрачной экспрессии фильма "4" Ильи Хржановского, о котором я писал в предыдущем отчете? Или оценит попытку Светланы Проскуриной задуматься о корнях и причинах человеческого отчуждения, одиночества в глубокой, но трудной для восприятия картине "Удаленный доступ"? Или отдаст предпочтение фильму Павла Лунгина "Бедные родственники", который показали вчера вечером, когда номер нашей газеты был уже подписан в печать? Во всяком случае Лунгин, любимец Каннского фестиваля, на котором прогремели его фильмы "Такси-блюз" и "Свадьба", всем своим видом демонстрирует готовность получить наконец-то признание и в родном отечестве. Живет он не в "Жемчужине", как остальные участники фестиваля, а в более фешенебельной гостинице неподалеку, там же собирается устроить пресс-конференцию и закатить где-то на выезде шикарный банкет. Мол, знай наших...
Но еще не сказал своего последнего слова Никита Михалков. Он вчера вернулся из Москвы в Сочи, а сегодня в конкурсе показывают фильм "Статский советник", где Никита Сергеевич и исполнитель одной из главных ролей, и худрук постановки, и продюсер этого широко разрекламированного и хорошо прошедшего в прокате отечественного блокбастера. Вряд ли Михалков прибыл на финальную часть фестиваля в качестве простого статиста.
Жюри в этой ситуации не позавидуешь: похоже, что "пряников сладких опять не хватает для всех"...