МЫ ВЫБИРАЕМ - ЗА НАС ВЫБИРАЮТ

Скажи, дорогой читатель, давно ли ты видел на телеэкране, чтобы мужчины, участники многолюдной передачи в уже порядком поднадоевшем жанре ток-шоу прикладывали к глазам платки? Давно ли замечал ты, чтоб и ведущий передачи, многоопытный и даже привыкший все воспринимать с изрядной долей иронии, если не сказать цинизма, журналист смотрел на участников происходящего в студии сквозь набежавшую слезу?

Я говорю, в частности, о вышедшей на прошлой неделе передаче "Однокашники" (ТВС), где встречались немолодые, уже за пятьдесят, люди, бывшие ученики одной из львовских школ. Программа идет в эфире второй сезон, через студию прошла целая череда знаменитостей: вокруг одной из них, по замыслу авторов, крутится всякий раз действо, ради нее собираются вместе однокашники, ради нее, конечно же, зрители включают свои приемники.
И на сей раз такая знаменитость была: один из крупнейших российских политиков. Я сознательно не стану называть его, чтобы в год выборов не делать ему и его партии дополнительной рекламы. Тем более, что и на экране ни разу никто - ни он сам, ни его однокашники - ни словом, кажется, не обмолвился о политике. Просто вспоминали те далекие годы, когда учились вместе в школе.
Авторы программы проявили немалое мастерство в ее построении: постепенно и по-разному вводили одного за другим участников встречи, умело использовали эффект неожиданности. Кульминацией стало появление в студии учительницы, которая вела однокашников с первого по четвертый класс. Но в какой-то момент заранее придуманный сценарий рухнул, уступив место импровизации, вернее, естественному проявлению чувств близких, без слов понимающих друг друга людей.
Совсем иным, трагическим, был повод появления на экране в минувший вторник вечером выпуска "Русского века" с Евгением Матвеевым, - накануне похорон выдающегося актера и режиссера. Канал ТВЦ дал миллионам людей возможность проститься со своим кумиром. И не просто увидеть еще раз в какой-нибудь из знакомых ролей, а услышать его мысли о нынешней жизни, почувствовать искреннюю боль за происходящее с нами.
Из рассказов актера, вроде бы разрозненных воспоминаний о разных периодах его жизни вставал образ прямого, сильного, жаждущего правды и справедливости человека. В советские времена ему, любимцу сильных мира сего, очень непросто было сохранять присущую от природы искренность, не изменить самому себе. Матвеев честно признавался перед камерой, как непросто давались ему, убежденному и честному коммунисту, вынужденные компромиссы. Эмоциональный накал признаний был предельным: актер исповедовался перед камерой так, будто чувствовал, что зрители увидят все это, когда его уже не будет в живых.
На том же канале в пятничном "Открытом проекте" гостем был известный музыкант, лидер питерской рок-группы ДДТ Юрий Шевчук. Авторы передачи сожалели, что из-за болезни связок мы не услышим его пения "вживую". Зато зрители оказались в выигрыше, потому как с искусством певца большинство из них знакомо, а вот услышать такой вот неспешный и подробный разговор "о времени и о себе" никогда прежде не доводилось. Тех, кто рассчитывал встретиться с заносчивой "звездой" шоу-бизнеса, ждало разочарование: музыкант скромен, умен, начитан, и даже самый этот термин - "звезда" - решительно не приемлет.
Шевчук говорил в тот вечер не столько о самом искусстве, сколько о социальных и нравственных его основах. О том, что в 1996-м, во время президентской избирательной кампании, когда все артисты популярных жанров поехали по городам и весям агитировать за переизбрание Ельцина, он и его товарищи отказались от такого заработка. Не могли пересилить себя: ведь в Чечне уже не первый год шла война. За свою дерзость были преданы остракизму официальными инстанциями, на несколько лет, можно сказать, лишены государственного теле- и радиоэфира. Любитель истории, музыкант отыскал где-то в старых библиотеках принятый еще в 1911 году Кодекс поведения журналистов Санкт-Петербурга. Там ему запомнилась заповедь: не путать то, что мне не нравится, с тем, что не нравится всем.
Заповедь эта как нельзя более точно объясняет коллизию, случившуюся на Первом канале. Там в минувшие месяцы с успехом шел любопытнейший цикл программ "Великие мистификаторы". Его авторы сумели талантливо соединить присущую телевизионной аудитории любовь к разного рода детективным сюжетам с реальными историями дерзких мистификаций. Они рассказали не только о всем известном Козьме Пруткове, которого на самом деле не было, - хотя, казалось, немало доказательств реального существования этого персонажа, вплоть до получившего широкое распространение его портрета, свидетельствовало об обратном. Они также поведали о жизни и творчестве никогда не существовавшей в действительности поэтессы Черубины де Габриак, которую активно печатали литературные издания начала ХХ века и из-за которой даже стрелялись на дуэли известные поэты Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. Была еще интереснейшая передача о мистификации, автором которой был "отец" Шерлока Холмса Артур Конан Дойл...
А теперь, когда в июне настала пора дать очередной выпуск цикла, посвященный знаменитому графу Калиостро, кто-то из чиновников Первого канала решил, что все это неинтересно, ненужно. Спутал свои личные пристрастия с вкусами и потребностями миллионов людей...