ГРЯДЕТ ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Лексикон работников образования с недавних пор обогатился новым словцом - "егэшник". Это молодой человек, сдающий или уже сдавший единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вполне вероятно, что в 2004 году "егэшниками" станут все выпускники российских школ, гимназий и лицеев. Поступая в высшие учебные заведения, они не будут обивать пороги приемных комиссий, а просто разошлют результаты единого экзамена по интересующим их вузам и будут ждать ответа. Но это произойдет лишь в том случае, если эксперимент по ЕГЭ себя оправдает. В прошлом году стать первыми "подопытными кроликами" решились 5 российских регионов, в 2002-м их стало 16.Корреспондент "Труда" беседует с первым заместителем министра образования РФ Виктором БОЛОТОВЫМ, к которому стекается вся информация о ходе эксперимента.

- Виктор Александрович, в этом году количество регионов, участвующих в апробировании единого госэкзамена, возросло втрое. Так захотели "верхи" или "низы"?
- Регионы сами вызвались, на 1 января этого года в министерстве было уже 20 заявок. Пришлось даже конкурс устраивать. Правда, впоследствии от ЕГЭ отказалась Липецкая область. У губернатора нынешний год выборный, и под массированным воздействием оппонентов, готовых разыгрывать против него любой сюжет, он не стал рисковать.
- Во время прошлогоднего эксперимента были сложности с оперативной передачей результатов единого госэкзамена в центр. На этот раз сбоев не будет?
- К сожалению, они уже есть. Первый экзамен (русский язык) прошел 31 мая. По нескольким улусам Республики Саха (Якутия) результатов мы так не получили: не было связи из-за наводнения. Придется там подводить итоги экзамена отдельно. Поскольку в Якутии наводнения случаются каждый год, решено обеспечить отдаленные населенные пункты спутниковой связью.
Есть проблема "шкалирования", то есть определения, скольким баллам по стобалльной оценочной системе соответствуют пятерка, четверка или тройка. Этим сейчас как раз занимаются эксперты. Необходимо выработать общие критерии и правила для всей России.
- Единый экзамен проходит в этом году по всем предметам? Ведь в прошлом некоторые республики выбирали всего один, к примеру, математику.
- Субъектам предоставлено право самим выбирать перечень экзаменационных дисциплин. Тем не менее сейчас выпускники большинства регионов сдают все предметы, кроме литературы и иностранных языков.
- Сама идея тестирования по литературе и иностранному вызывает резкое неприятие у многих педагогов.
- Да, мы до сих пор обсуждаем, что такое сочинение: экзамен на способность к творчеству или проверка знаний? Что рецензенту следует учитывать прежде всего: владение литературными первоисточниками, умение излагать материал, мыслить, аргументировать? Преподаватели иностранных языков категорически против только письменной тестовой работы. Они говорят: "Если мы хотим, чтобы наши дети в совершенстве владели английским или французским, им, помимо знания грамматики, необходимы навыки устного общения, хорошее произношение. В письменном тесте этого не увидишь". Доводы педагогов логичны. Надеюсь, в этом году мы сможем договориться с филологами о единых подходах к экзаменам по русскому языку и литературе, по иностранному языку.
- Известно, сколько молодых людей поступило в вузы именно с результатами единого экзамена?
- Примерная статистика есть, но нас, честно говоря, не интересовало, сколько и куда поступило. Прежде всего отрабатывалась сама процедура единого экзамена. Впрочем, как и ожидалось, никаких сенсаций результаты экзамена не принесли. У выпускников сельских школ оценки похуже, чем у городских ребят. Но с учетом того, что в наших вузах традиционно существует целевой прием сельской молодежи, число первокурсников из глубинки прошлой осенью увеличилось. Благодаря ЕГЭ в деревнях и районах возросло количество желающих получить высшее образование. Ведь попытка поступить не стоила никаких усилий - нужно было просто разослать свои свидетельства по вузам. Процент сельских ребят, поступивших по конкурсу, в одних вузах чуть-чуть вырос, в других уменьшился, но в целом остался сопоставимым с позапрошлым годом.
- Модернизация образования предусматривает введение государственных именных обязательств (ГИФО), означающих, что за тем, кто поступит в вуз после сдачи единого экзамена, "проследуют" бюджетные деньги. Получит ли кто-то свои ГИФО уже в этом году?
- Да, такой эксперимент пройдет в Марий Эл, Чувашии и Якутии. Определенная сумма, гарантированная госбюджетом, будет закреплена за каждым студентом в зависимости от того, как он сдал единый госэкзамен. Напомню, что сегодня примерно половина студентов, поступающих в вузы, платит за обучение полностью. Другая половина учится на бюджетной основе. В ходе эксперимента такой баланс необходимо сохранить: половина мест в вузах должна быть бесплатной.
- Какова же сумма ГИФО для того, кто набрал наивысший балл? Совсем недавно идеологи модернизации образования в присутствии журналистов говорили о 30 тысячах рублей в год на каждого "отличника" ...
- Сегодня эта цифра, к сожалению, нереальна. Надо исходить из того, как на период эксперимента финансируются вузы. Ориентировочно высшая категория ГИФО составит примерно 10 тысяч рублей. Это больше, чем выделяется государством на обучение одного среднестатистического студента-бюджетника. Год от года суммы ГИФО будут меняться.
- Сколько регионов подключатся к эксперименту по единому экзамену в 2003 году?
- Думаю, не меньше 40. А в 2004 году, если все будет нормально, на ЕГЭ перейдут все 89 регионов России.
- Поубавилось ли оппонентов у единого экзамена?
- В тех субъектах Федерации, где в прошлом году прошел единый экзамен, противников у него почти не осталось. Там уже не обсуждают, нужен он или не нужен, а думают о его оптимизации. Это как в холодную воду войти: сначала страшно, а вошел - надо двигаться, плыть. А вот в регионах, которые не апробировали единый экзамен, в том числе и в Москве, по-прежнему много сомневающихся. Преодолеть скепсис поможет только непрестанная, рутинная работа по информированию населения.
Сейчас ярко выражены две оппонирующие нам группы: репетиторы и ректоры. Почему ЕГЭ не нравится репетиторам, понятно. Мы лишаем их привычной кормушки, так как заставляем меняться и их самих, и существующий рынок образовательных услуг. Сейчас репетиторы натаскивают своих подопечных для поступления в конкретный вуз, на конкретную специальность. Такой абитуриент "узкой направленности" вряд ли получит 100 баллов на ЕГЭ.
- Значит ли это, что репетиторство потихоньку отомрет как таковое?
- Отмереть не отомрет, но, когда единый экзамен будет введен повсеместно, понадобятся репетиторы иного уровня, иного класса знаний по физике, химии, математике. А не те, которые знают лишь ходы в приемную комиссию.
- Чего опасаются ректоры?
- Во-первых, потерять сложившиеся за последние годы партнерские связи со школами. Действительно, некоторые из этих связей мы будем рушить совершенно сознательно. Например, форму договорных школ, когда выпускные и вступительные экзамены совпадают. Их существованием мы ставим абитуриентов в неравные условия: одни без лишних хлопот поступают в вуз в родных стенах, другие никогда в него не попадут, хотя бы потому, что живут далеко от столицы. Не следует забывать, что лучшие высшие учебные заведения Москвы и Питера создавались для молодежи всей России. Другое опасение ректоров - попадет ли одаренный школьник, пройдя через "сито" единого экзамена, именно в их вузы? Вопрос вполне резонный, впрочем, ответ на него уже есть: мы собираемся резко увеличить число олимпиад, победители которых будут получать 100 баллов.