"МАЗЕПЕ" ОБЪЯВЛЕНА "ВОЙНА"

"Начало надо обрубать. И начинать сразу со второй страницы", - учил секретам писательского мастерства классик отечественной кинодраматургии Евгений Габрилович. В известном смысле эта мудрость относится и к драматургии фестиваля "Кинотавр", которому, на мой взгляд, не хватает дыхания на две недели, и он начинает "провисать" сразу после торжественной церемонии открытия.

Вот и в этот раз фестиваль начался расслабленно, без должного "нерва". Проходные, а то и откровенно слабые фильмы типа "Башмачника", "Первокурсницы", "Дороги", отсутствие в программе новинок (многие фильмы уже были показаны в Москве), ощутимая нехватка звезд плюс неважная погода с ливнями и смерчами - все это поначалу едва не породило на "Кинотавре" уныние. Марк Рудинштейн, продюсер многоопытный, тертый, почувствовал это. В Сочи был срочно вызван новый десант знаменитостей, и теперь наряду с Олегом Янковским, Глебом Панфиловым, Евгением Евтушенко, Аллой Демидовой, Алексеем Петренко, Александром Розенбаумом, Владимиром Винокуром, приехавшими на открытие киносмотра, по пляжу фланируют десятки популярных персон политики, литературы, кино, эстрады. В бой была брошена сама Алла Пугачева, которая приехала "поболеть" за своего супруга Киркорова, самоотверженно снявшегося в роли черта в музыкальном фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки". Встречать Примадонну высыпало куда больше народу, чем приехавшего накануне голливудского "миротворца" Дольфа Лундгрена. Хотя провокационно брошенная мною в массы идея поднять на руках белый "линкольн" с певицей успеха не имела. Публика ограничилась криками восторга, которые Алла Борисовна восприняла как должное. Она выглядела усталой после перелета и только едва заметно улыбнулась на реплику какого-то обожателя, выкрикнувшего в запале: " Алла, я люблю тебя! Это Саша из Красноярска..."
В последующие дни посвежевшая эстрадная дива вела себя более чем скромно, в основном сидя в компании Леонида Ярмольника и неотлучного Максима Галкина на террасе пляжного кафе. Один раз, правда, сыграла в нарды с Марком Рудинштейном, известным мастером этой мудреной игры. Больше никаких публичных деяний или заявлений от нее не исходило. Но уже само присутствие суперзвезды на "Кинотавре", где она раньше и не бывала вовсе, взбодрило публику. А тут еще и фильмы пошли поинтереснее - и фестивальный пульс стал прощупываться лучше.
Не смогло помешать этому даже поражение нашей футбольной сборной. Кстати, на время демонстрации матча были отменены все просмотры - случай небывалый в фестивальной практике. Кинозвезды разбрелись по своим номерам и прилипли к телеэкранам. Один знакомый артист на мой вопрос, с каким счетом закончится матч, бодро ответил:
- Я купил бутылку водки, поставил ее в холодильник, победа или поражение нашей сборной меня врасплох не застанет - выпью с горя или на радостях.
- А если ничья? - дотошно уточнил я.
- Тогда придется выпить только половину бутылки...
Судя по исходу матча, моему собеседнику пришлось пойти по радикальному пути. Во всяком случае на просмотрах в тот день я его уже не видел...
Настроение после бесславного поединка наших с шустрыми японцами у многих, что скрывать, оказалось подавленным. Глеб Панфилов, болельщик со стажем, так прокомментировал в разговоре со мной ситуацию:
- Наши артисты на "Кинотавре" играют куда лучше, чем наши футболисты во главе с таким "режиссером", как Романцев, в Японии. Да и уровень кино, которое мы здесь смотрим, выше уровня футбола, который показывает сборная...
Уже определилась группа явных фаворитов, среди которых такие интересные, яркие ленты, как "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Звезда" Николая Лебедева, "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова, "Кино про кино" Валерия Рубинчика... А впереди еще - "Любовник" Валерия Тодоровского, "Раскаленная суббота" Александра Митты, "Летний дождь" Александра Атанесяна - фильмы, которые еще никто не видел, но от которых многого ждут. Учитывая, что по разным причинам из фестивальной программы выпал добрый пяток новых фильмов режиссеров-"первачей", включая "Русский ковчег" Александра Сокурова, можно смело говорить, что нынешний кинематографический год выдался удачным. А главное, что с экрана схлынула волна "чернушного", "злачного" кино, которая задавала тон еще недавно. Так, всего два года назад из 18 конкурсных фильмов ровно половина была посвящена бандитским разборкам, киллерам да путанам. Нынче наши режиссеры словно вспомнили, что фильмы могут нести добро, свет, надежду, сближать сердца и народы.
На этом фоне оглушительным диссонансом прозвучал фильм украинского режиссера Юрия Ильенко " Молитва о гетмане Мазепе", представленный в международной программе. Съевший весь бюджет украинского кино на многие годы вперед, этот блокбастер планировался как экранный манифест "незалежности", корни которой, по мысли режиссера, теряются в глубине веков. Показанный на Берлинском фестивале, "Мазепа" вызвал скандал - его дружно осудила как российская, так во многом и украинская пресса. Режиссер решил не сдаваться: сам он в Сочи не приехал, видимо, побоялся, но прислал своего "эмиссара", актера Никиту Джигурду, который перед сеансом долго объяснял присутствующим, что фильм-де неправильно поняли и тенденциозно истолковали. Но уже первая сцена картины, в которой Петр I, приспустив панталоны, на могиле Мазепы "пользует" безропотно наклонившегося молоденького солдата, заставила сильно усомниться в искренности режиссера.
Концепция фильма, если вдуматься, донельзя проста (если ни примитивна): Мазепа - светоч вольномыслия и духовности, мудрец и энциклопедист, Петр I - дебил, вырожденец и педераст. Примерно в таких же красках живописуются и народы, которые стоят за своими лидерами. В фильме, длящемся более двух с половиной часов, "поганым москалям" достается по полной программе - они, как правило, похотливы, коварны, жестоки - не то что их братья... Апофеозом обличительного пафоса становится в фильме сцена разгрома русскими супостатами гетманской столицы Батурин. По реке долго, очень долго плывут обезображенные трупы гарных украинских парубков и молодиц, что должно по идее наполнить наши сердца состраданием и жалостью. Но из-за режиссерского дурновкусия, из-за обилия клюквенного сока, вылитого на красиво обнаженные тела, из-за кинжалов, воткнутых мертвым красавицам сами знаете куда, эта сцена воспринимается едва ли не пародийно. Да и весь фильм смотрится как пародия на украинский поэтический кинематограф, лидером которого Ильенко считался в 70-80 годы прошлого столетия. В самом знаменитом своем фильме "Белая птица с черной отметиной" он, помнится, поэтизировал установление советской власти на Западной Украине, после перестройки не снимал больше 10 лет, чтобы наконец разродиться этой исторической и художественной фальшивкой, способной, впрочем, осложнить и так непростые взаимоотношения с Украиной. Горько, что мастер, считающий себя наследником Параджанова, опустился до такой беззастенчиво тенденциозной работы. Грустно, что ее пригласили в сочинский конкурс европейского кино, придав поделочному фильму тем самым черты "респектабельности". Некие бойкие дистрибьютеры уже хлопочут, чтобы непременно устроить прокат "Мазепы" в России. Одна надежда, что высидеть эту сумбурную и примитивную, пошло-претенциозную картину, напичканную картонной бутафорией, плохо приклеенными бородами, искусственными лебедями, перьями, масками и прочей "символятиной", - никому из нормальных зрителей не удастся. Во всяком случае, зал в "Жемчужине" начал стремительно пустеть через полчаса после начала сеанса - публика рванула в соседний, где шла тоже жестокая, тоже кровавая картина "Война", рассказывающая о чеченских событиях. Но если от "Мазепы" за версту разило политическим заказом, то в "Войне" режиссера Алексея Балабанова предпринята попытка пусть предельно субъективно, но, по возможности, объемно и уж, разумеется, талантливо рассказать о больном, горячем, что тревожит наше общество. С этого тревожного, страшного, бередящего душу и сердце фильма уже никто не сбегал...
В ближайший четверг жюри подведет итоги фестиваля.