Перед Юлией не ставится задача победить - возможно, поэтому ее проводы на «Евровидение» не стали громким событием
В Лиссабоне движется к завершению 63-й конкурс песни «Евровидение-2018». Полуфиналы прошли 8 и 10 мая, финал предстоит завтра, в субботу. Португальское «Евровидение» открылось под лозунгом «All Aboard!» («Все на борт!»), а главной темой конкурса выбран океан, на берегу которого расположен город. Даже цвет ковровой дорожки изменили с красного на синий — морская символика умиротворяет и вызывает мечтательное настроение. Россию на конкурсе представляет Юлия Самойлова с довольно качественной песней «I Won’t Break» («Я не сдамся»). Если бы существовал специальный приз за точность названия композиции, его уже сегодня можно было бы отдать Юлии.
Перед Юлией не ставится задача победить — возможно, поэтому ее проводы на «Евровидение» не стали громким событием, да и конкурсная композиция звучит в эфирах внутри страны не так часто, как могла бы. Скандала из участия в этом году не сделаешь? Тогда можно не нагнетать... Видимо, такой логикой руководствовались наставники нашей певицы.
Некоторые изменения в правилах голосования существенное влияние на результаты едва ли окажут, ибо основной принцип остался прежним: общий результат складывается из суммы голосов телезрителей каждой страны и профессионального жюри опять же каждой страны. За своих голосовать запрещено, при этом некоторые тенденции в волеизъявлении сохраняются из года в год.
Так, несмотря на любые политические шероховатости, балканские страны голосуют друг за друга, да и постсоветские демонстрируют остатки былой дружбы народов. Яркий пример — Украина и Россия. В последние годы страны не дают друг другу максимальные 12 очков, но и к нулю не стремятся — уже хорошо. Как правило, этих баллов хватает, чтобы как минимум пройти в финал. Правда, это не распространяется на представителей Белоруссии, которые очень редко преодолевают полуфинальный барьер. Европейские зрители почему-то эту страну недолюбливают (считают последней диктатурой Европы?), а песен, которые могли бы растопить лед недоверия, белорусские представители не привозят. Но в этом году наши белорусские соседи выставили на конкурс очень интересного артиста — украинского певца Никиту Алексеева. Необычный тембр и красивая песня могли бы покорить европейские сердца... Но не покорили, и Белоруссия опять «пролетела».
Впрочем, среди фаворитов конкурса называют Израиль (Netta с песней «Toy») и Испанию (дуэт Amaia & Alfred с песней «Tu Cancion»): их ролики с конкурсными композициями очень популярны на YouTube, что, конечно, не гарантирует успех на самом конкурсе.
Многие, возможно, проголосуют за представителя Норвегии Александра Рыбака, возвращающегося на «Евровидение» после триумфальной победы в 2009 году — конкурс тогда, напомним, проходил в Москве. Ту песню Александра «Fairytale» до сих пор крутят на радиостанциях, а это редкий случай для композиций с «Евровидения». Правда, его вторая конкурсная попытка пока не выглядит столь же яркой, но как знать...
А Юлия Самойлова, которая передвигается в инвалидной коляске, должна была представлять нашу страну на «Евровидении-2017» в Киеве, но украинские власти запретили ей въезд. В итоге Россия прошлогодний конкурс пропустила. Решение украинских властей на самом деле не стало неожиданностью: судя по обилию и градусу криков на наших разоблачительных телевизионных ток-шоу, некоторые ему даже обрадовались, начав произносить заготовленные обличительные речи. Пострадала только сама Юля Самойлова, оставшаяся за бортом конкурса. Ей пообещали еще одну попытку — и не обманули. Правда, этот год между двумя «Евровидениями» о ней на ТВ почти не вспоминали, и какого-то серьезного развития музыкальной карьеры в России у Юлии не случилось. А зря!
Вообще-то за Юлю стоит поболеть не только из-за того, что она представляет нашу страну. Это очень светлая и сильная девушка. С 13 лет прикованная к инвалидному креслу, она явила миру пример стойкости и верности избранному пути. Не опуская рук, борется за возможность заниматься творчеством. А еще за то, чтобы публика относилась к ней всерьез, без жалости и сантиментов.
Еще пять лет назад Самойлова стала финалисткой третьего сезона шоу талантов Аллы Пугачевой «Фактор А». Большого продолжения тогда не случилось. Про талантливую девушку вспомнили перед «Евровидением-2017», что было немного странно и не совсем честно по отношению к ней. Похоже, организаторы просчитали заранее нехитрую комбинацию: мы отправляем в Киев хрупкую, беззащитную женщину, а потом громко возмущаемся тому, что Юлию не пустили. Ситуацию можно было бы как-то урегулировать, но большого желания не возникло ни у российской, ни у украинской стороны. О том, что Юля готовилась всерьез, записывала песню и репетировала номер, в полемическом запале и не вспомнили.
Нынешней весной она вновь, несмотря ни на что, начала готовиться к «Евровидению». Очень хочется, чтобы у нее все получилось — вопреки политиканам и телевизионным чиновникам, которые воспринимают конкурс прежде всего как средство поднятия собственных рейтингов через скандалы. Песня «I Won’t Break», в отличие, например, от позапрошлогодней лазаревской «You Are the Only One», ложится на ухо почти сразу: если ее хорошо покрутить по радио, у певицы появится хит, с которым можно выходить на новый уровень. А если нет горячих ротаций, многое зависит от самой Юлии — на конкурсе надо спеть так, чтобы тебе начали подпевать миллионы телезрителей.
По иронии судьбы киевское «Евровидение» выиграл другой участник «с ограниченными возможностями» — португалец Салвадор Собрал, многие годы страдавший от порока сердца. Он не принимал участия в репетициях и официальных раутах, а на конкурсных выступлениях негромко и трогательно пел по-португальски. Это задело за живое аудиторию, которая поставила Салвадора на первое место (благодаря чему конкурс и приехал в Лиссабон). Зимой Собралу сделали операцию, он почетный гость «Евровидения-2018». Однако, как ни крути, его прошлогодний триумф снижает шансы нашей Юлии Самойловой — запас сердобольности публики был во многом уже растрачен в 2017-м. В чем-то это даже неплохо: можно обойтись без истерики и нагнетания страстей, а сосредоточиться на музыке, ярких костюмах и номерах. Конкурс-то был когда-то придуман именно для этого, а не для выявления чемпиона Европы по попсе и не для того, чтобы политиканы мерились амбициями.
В начале 2000-х победа на «Евровидении» стала для России идеей фикс — на конкурс старались посылать самых топовых наших звезд или пытались подстроить номера под мифический «формат». Победить долго не удавалось, что давало поводы говорить про антироссийский заговор (уже тогда!). Чрезвычайно возбужденное отношение к месту, занятому на «Евровидении», сохранилось и после того, как Дима Билан победил в 2008-м.
2008 Дима Билан «Believe» — 1-е место
Номер действительно был эффектным: Эдвин Мартон играл на скрипке, а фигурист Евгений Плющенко катался на крошечном клочке льда. Впрочем, после конкурса многие шутили, что Дима пообещал приезжать на «Евровидение» каждый год, пока не выиграет, — чтобы этого не допустить, Билана сделали победителем уже со второй попытки.
2006 Дима Билан «Never Let You Go» — 2-е место
Даже если песню вы не помните, вам не забыть рояль, из которого вылезала балерина во время номера Димы. Однако этого не хватило, чтобы обойти по очкам финских металлистов Lordi, выступающих в костюмах монстров. В ток-шоу российского телевидения долго кричали, что голосование «было протестным» и по приколу и называли Билана «победителем „Евровидения“ среди людей».
2000 Алсу «Solo» — 2-е место
Идея послать на конкурс красивую девушку с хорошим английским и приятной песней была на тот момент довольно свежа, но до победы дотянуть не удалось. Выиграли тогда датские братья Ольсен, которых наши потом с досады обозвали «братьями непонятной ориентации».
2012 «Бурановские бабушки» «Party for Everybody» — 2-е место
Национальный колорит вкупе с евродэнс-мелодией обратили на себя внимание публики. Удмуртским бабушкам немного не хватило до победы: тогда и к России относились лучше, и старость в Европе принято уважать...
2015 Полина Гагарина «A Million Voices» — 2-е место
Полина как раз поехала на конкурс в условиях усложнившейся международной обстановки и выглядела очень достойно: в политические споры не лезла, смотрелась и пела хорошо.
2003 «Тату» «Не верь, не бойся, не проси» — 3-е место
Это должен был быть триумф, дуэт гремел по всему миру, а уж «Евровидение» просто был обязан рвать в клочья. Но не вышло: организаторы опасались провокаций и не позволили девочкам показать какое-то шоу (в итоге они просто бегали по сцене). Идея петь по-русски оказалась слишком самонадеянной, да и с подсчетом голосов на Британских островах вышло что-то неладное.
2007 «Серебро» «Song#1» — 3-е место
А тут в ход пошла другая тактика: на конкурс послали неизвестный, только что собранный проект с песней, заточенной под «Евровидение». Результат получился недурной, но не победный.
2016 Сергей Лазарев «You Are the Only One» — 3-е место
Лазарева с его английским прочили на конкурс лет 15, но он считал его не слишком достойным соревнованием. А когда все-таки поехал на «Евровидение», триумфа не случилось. Спел достойно, но у него было бы куда больше шансов победить, если бы он принял участие в конкурсе лет эдак на 5-10 раньше.
За 62 года проведения «Евровидения» на конкурсе прозвучали около полутора тысяч песен. 65 из них стали победителями (однажды победу разделили четыре композиции). При этом надо признать, что КПД «Евровидения» в смысле производства шлягеров крайне низок — песни, которые действительно стали мировыми хитами, можно пересчитать по пальцам. Вот главные из них (рейтинг мой).
ABBA «Waterloo» (1974)
Победа на национальном отборочном туре, а затем и на «Евровидении» открыла шведской группе путь к всемирной славе. На этом пути ABBA сочинила еще пару десятков великих поп-хитов, и песня «Waterloo» осталась лишь одной из многих шлягеров.
Александр Рыбак «Fairytale» (2009)
Редкий случай, когда песню начали петь еще за пару недель до конкурса и продолжили — пару лет после. Норвежец белорусского происхождения Александр Рыбак привез на «Евровидение» в Москву привязчивую композицию собственного сочинения, а энергичная партия скрипки в исполнении самого артиста усилила всеобщий восторг. В отличие от случая ABBA, успех «Fairytale» пока не повторило ни одно из последующих сочинений Рыбака.
Дана Интернешнл «Diva» (1998)
Многие так впечатлились тем фактом, что Дану Интернешнл при рождении звали Шароном Коэном, а Даной он стал после смены пола, что не сразу заметили довольно яркую песню. Всемирным хитом «Diva» не стала, но ее жизнь неплохо продлил Филипп Киркоров, взявший в свой репертуар кавер-версию этой песни.
Франс Галль «Poupee de cire poupee de son» (1965)
Француженка Франс Галль победила, представляя Люксембург. Впервые в истории конкурса выиграла не баллада, а веселая песня. Автором слов и музыки стал Серж Гэнсбур, который легкомысленные песни не слишком жаловал. За полвека композиция порядком подзабылась, но, несмотря на это, и сегодня способна доставить приятные воспоминания.
Селин Дион «Ne partez pas sans moi» (1988)
Канадка Селин Дион пела по-французски и выступала за Швейцарию. Победа на «Евровидении» дала неплохой толчок ее творческой карьере, но главные успехи, в том числе «та самая песня из «Титаника», были впереди. «Ne partez pas sans moi» в истории осталась милой песенкой, с которой для Селин все началось.
Доменико Модуньо «Nel blu dipinto di blu» (1958)
Эта песня в 1958-м заняла лишь третье место. Но достаточно произнести первое слово припева — «Воларе», чтобы узнать в ней композицию, ставшую классикой итальянской эстрады и получившую десятки версий.
А в это время
По итогам первого дня конкурса в результате голосования жюри и зрителей в финал прошли представители: Австрии, Эстонии, Кипра, Литвы, Израиля, Чехии, Болгарии, Албании, Финляндии, Ирландии.
Результаты второго полуфинала, в котором вчера участвовала наша Юля, стали известны уже после подписания этого номера «Труда» в печать.