
Владимир Путин заступил на новую президентскую вахту. Что изменится в отношениях Запада с Россией и изменится ли? И есть ли свобода маневра у нашей дипломатии, чтобы отвести Европу от опасной черты, — то ли от холодной войны, то ли от обжигающего мира? Вопрос, конечно, интересный.
Трамп поздравил Путина с инаугурацией, но The Washington Post не меняет метеопрогноза, используя для него слова Нэда Старка из «Игры престолов»: «Зима идет». Немецкая Tageszeitung уверена, что Путин на новом сроке не привнесет во внешнюю политику ничего нового. «Для Кремля это беспроигрышная игра. Будь то Солсбери, Украина, Сирия или даже новая зона конфликта. Во внутренней политике эти конфликты отвлекают от скромных социально-экономических результатов. Это означает, что и в период следующего мандата оттепель не обозначится». Вот и Sueddeutsche Zeitung повторяет ту же мантру: «Для Путина конфронтация с Западом — рычаг, с помощью которого он сплачивает соотечественников».
Ничего нового, перезагрузки в отношениях ждать не стоит — вот лейтмотив большинства комментариев. Но как тогда отнестись к тому факту, что, несмотря на все нарастающую и поощряемую из-за океана русофобию, лидеры ведущих стран ЕС намерены посетить Россию уже в мае?
На праздник Победы решился приехать премьер-министр Израиля. Биньямин Нетаньяху с трибуны у стен Кремля смотрел военный парад — память о победе СССР над нацистской Германией в Израиле чтится свято, а одергивания со стороны США ему в этом плане безразличны. Конечно, глубинный смысл визита Нетаньяху состоит в том, чтобы отговорить нас от поддержки Ирана и удержать от поставок С-300 в Сирию. На днях офис премьера сообщил, что МОССАДу удалось выкрасть секретный архив, якобы подтверждающий продолжение Тегераном военной ядерной программы...
Но вернемся к ожидаемым высоким гостям. Первой пожалует в Сочи канцлер Ангела Меркель, также недавно заступившая на свой четвертый срок. Фрау Меркель при новом мандате придется решать непростую задачу германской «остполитик». Как сохранить экономическое сотрудничество с Россией в условиях санкций, не раздражая при этом Вашингтон и не вступая в открытый конфликт с собственным бизнесом, теряющим миллиарды от навязанных «Старшим Братом» ограничений? На кону — и это сейчас главное — «Северный поток — 2», от этой темы в Сочи не уйти.
А вот конкурент Меркель в борьбе за политическое лидерство в Евросоюзе Эммануэль Макрон сможет встретиться с российским президентом в рамках Санкт-Петербургского экономического форума 24-25 мая. Французская Le Monde в преддверии хитрого блицкрига новоявленного Наполеона написала, что «Макрон раздражает Москву, и это еще слабо сказано, но Кремль обращается с ним уважительно». Так-то оно так, хотя российский президент не преминул в речи на Красной площади отпустить колкость в отношении француза и некоторых других геополитических партнеров, почему-то считающих себя победителями нацизма: «Мы всегда будем гордиться, что советский народ не дрогнул, не прогнулся перед жестоким врагом, когда некоторые государства предпочли позор капитуляции, лицемерного соглашательства или прямого сотрудничества с нацистами».
На экономическом форуме на берегах Невы ожидают еще одного почетного, но проблемного гостя — премьер-министра Японии. По словам помощника нашего президента, с Синдзо Абэ состоятся отдельные переговоры. В начале мая стало известно, что Россия отвергла японское предложение о совместной модернизации хабаровского аэропорта. А это, между прочим, один из центральных проектов экономического сотрудничества, продвигаемого совместно правительствами России и Японии.
Российская сторона решила, что 3,9 млрд рублей на строительство нового терминала выделят правительственный Фонд развития Дальнего Востока и банк ВТБ. Де-факто Россия отказалась от японских инвестиций, которые намечались по плану премьера Японии. Синдзо Абэ предложил президенту Путину этот план два года назад в попытке подготовить почву для урегулирования проблемы «северных территорий». Но, как говорил известный персонаж, «торг здесь неуместен».
Более глубокий взгляд на стоящие сегодня на перепутье отношения России с Западом изложила в Le Figaro секретарь Французской академии, специалист по России Элен Каррер д’Анкосс. Помириться с Европой или решительно повернуться к Азии — как считает известный историк, этот выбор Владимира Путина будет иметь ощутимые последствия для Старого Света. Президент России отстаивает свою известную позицию: Запад, преж-де всего США, не может претендовать на то, чтобы командовать всем миром. И едва ли Путин уйдет от этой убежденности. А европейцы сами должны определиться, должны ли они (и смогут ли) сдвинуть Россию с этой точки зрения. Или разумнее все-таки с языка жестов перейти к нормальному разговору.
Возможно, какие-то ответы на непростые вопросы мы получим уже в этом мае.