Осмотрительность или перестраховка - вот в чем вопрос
Буксующей российской космонавтике сегодня остро не хватает хороших новостей. Одна из них может быть связана с весьма перспективными разработками наших специалистов, рассчитавших короткий путь от Земли до МКС. Это достижение мирового класса. Но...
«Труд» уже писал о 2-витковой схеме полета, при которой корабль, запущенный с Байконура, причаливает к станции через 3,5 часа, только дважды облетая земной шар после старта с космодрома. Сравним: 210 минут вместо 50 часов, как было в последние десятилетия, или 6 часов при 4-витковой схеме (с 2012 года).
Сверхбыстрая доставка на орбиту экипажей и грузов открывает в космонавтике новые горизонты. Во-первых, стыковка с МКС происходит до того, как у космонавтов в корабле начнется острый период адаптации к невесомости (обычно через 9-11 часов после старта). И вообще эта схема избавляет экипаж от длительного полета в очень тесной кабине «Союза», где на каждого — 0,5 кубометра пространства. А еще налицо экономия топлива. Сплошные плюсы! Что же мешает внедрению столь перспективного новшества?
В первый испытательный полет по короткому пути должен был отправиться грузовой корабль «Прогресс МС-07» 12 октября 2017 года. Но в этот день старт не состоялся. За несколько десятков секунд до запуска двигателей автоматика из-за сбоя в бортовом компьютере (что абсолютно не связано с короткой схемой полета) выдала команду на отмену всех операций. Старт перенесли на 14 октября. Однако по баллистическим условиям использовать быструю схему было уже невозможно...
Вторую попытку предприняли 11 февраля. Грузовой «Прогресс МС-08» должен был долететь до МКС за 3,5 часа. Увы, и на этот раз автоматика на старте дала отбой по вине бортового компьютера за несколько секунд до запуска двигателей. Второй раз наступили на те же грабли. Понятно, старт отложили на два дня, полет прошел по 2-суточной схеме.
И вот теперь к запуску готовится грузовик «Прогресс МС-09». Старт намечен на 10 июля. Каким будет полет? Несколько месяцев назад в СМИ промелькнуло расплывчатое сообщение о том, что, «возможно, к новой схеме вернутся при запуске «Прогресса МС-09». В неофициальной беседе один из специалистов Центра управления полетами (ЦУП) на днях сказал мне, что для 2-витковой схемы никаких препятствий нет. Но окончательное решение принимают не в ЦУПе, а в Роскосмосе.
«Испытательный полет — это всегда лишние волнения, — высказал свою версию один из покинувших отряд космонавтов. — А если не получится? Опять полетят критические стрелы в Роскосмос. К такому полету приковано повышенное внимание. Вот и хочется начальникам идти проторенной дорожкой: так надежнее, спокойнее. А тут еще два предыдущих запуска по короткой схеме были перенесены. Какой-то фатализм...»
Да, осторожность, осмотрительность нужны в любом большом деле. Но если бы космонавтикой всегда правили перестраховщики, человечество до сей поры сидело бы на Земле. Хочется надеяться, что перестраховкой на этот раз заниматься не будут. Потому что речь об очень важном для космонавтики полете. Этого не могут не понимать те, кто сегодня у штурвала на отраслевом капитанском мостике.