От «Офицеров» до «Змея Горыныча»

Из года в год в праздничном эфире аудиторию ждет одно и то же

Ну вот и кончился праздник. Отгремели гусеницы танков и залпы салюта, отзвучали крики «ура!», утихло эхо народных гуляний и уличных концертов. Что после всего этого великолепия осталось в душах и сердцах людей? Чувство гордости за прошлое и благодарности к предкам? Или упоение от собственной мощи и желание немедленно этими «армадами» и «кинжалами» смести с лица земли всех тех, кто смеет тявкать в нашу сторону? Всякое возможно. Но точно есть и такие, кто облегченно вздохнул и поставил галочку: очередное патриотическое мероприятие проведено.

Эфир федеральных вещателей 9 Мая заставляет вспомнить анекдот застойных времен. Включает зритель телевизор — там Брежнев, переключает на другой канал — там тоже дорогой Леонид Ильич. А на третьем на экране появляется человек, который говорит: «Я тебе попереключаю!» Конечно, в том, что в этот день все программы и фильмы на ТВ так или иначе связаны с военной тематикой, нет ничего удивительного. А для тех, у кого возникают вопросы, кто предпочитает мелодрамы или легкие комедии, есть свежая статистика ВЦИОМа. В 2010 году День Победы одним из самых важных для себя праздников называли 38% россиян, в 2014-м — 53%, сегодня — уже 71%. Для сравнения: лишь 60% респондентов в свежем опросе отдали преимущество Новому году.

Как такое возможно? 31 декабря — это же сказка, обещание чуда. А за Днем Победы тянется шлейф из десятков миллионов погибших и пропавших без вести, загубленных судеб и страшных последствий во всех сферах жизни. А так и возможно, что государственное телевидение на этот счет постаралось: все последнее время никаких ужасов в телевизоре мы 9 Мая не видим, никто о них там не говорит. Только торжество, только триумф! Впечатляющий проезд-пролет техники, призванный вселить в людей уверенность в несокрушимости нашего оружия, масштабный «Бессмертный полк» со своими воздушными шариками и веселыми детишками, наряженными в военную форму образца 40-х годов, больше напоминающий карнавальное шествие, нежели акцию памяти, — вот что нам показывают!

Да, на экране, конечно, появляется киноклассика с очень драматичными судьбами героев. Но вот фильмов, содержащих жесткую и неоднозначную правду о Великой Отечественной, таких, как «Иди и смотри», «Живи и помни», «Проверка на дорогах», не было и не будет. Кажется, по мнению телевизионных идеологов, о словах «со слезами на глазах» из известной песни давно пора забыть.

Из года в год в праздничном эфире аудиторию ждет одно и то же. Но — парадокс! — ей это не надоедает.

И вот итоги рейтинга. Первое место в топ-10 заняли «Новости» на «Первом», вышедшие сразу после военного парада. Второе — сам парад с гигантской долей аудитории — 53,4%. На третьем месте — «Офицеры» (36,3%). На пятом — концерт, посвященный 45-летию этой знаменитой картины. Правда, эти данные относятся к прошлому году, на момент подписания номера в печать свежих еще не было. Но что характерно, «Первый» и на сей раз показал 9 Мая и «Офицеров», и тот самый концерт. Что называется, от добра добра не ищут.

О том, что многое на ТВ делается для галочки — мол, и мы патриоты, — косвенно свидетельствует такой факт. Военный парад на Красной площади обычно показывают с десяток каналов. Но если на «Первом» в прошлом году его смотрели более половины аудитории, то на «России 1» — чуть ли не втрое меньше. Про остальных и говорить нечего. Вот и задаешься вопросом: зачем вступать в изначально неравную конкуренцию? Не разумнее ли показать в это время что-то другое, чтобы у зрителя был выбор? Вряд ли же на этот счет какие-то специальные приказы издаются...

Надо полагать, что не было и приказа всем (!) российским каналам показать «Минуту молчания памяти павших во Второй мировой войне». Но они сделали это независимо от формы собственности и контентной направленности. Единство порыва понятно: раньше под стук метронома гудели паровозы, заводы и клаксоны автомобилей, теперь — прерывается традиционный телевизионный эфир. Некоторые вещатели позаботились, чтобы краткосрочная смена привычной тематики не оказалась совсем уж неожиданной. Так, «Карусель», предназначенная для малышей детсадовского возраста, оставив сказочную тематику вместе с «Последней невестой Змея Горыныча», показала мультик «Василек» про то, как маленький мальчик по всему свету ищет своего дедушку — героя войны, и «Воспоминание», где бабушка, отводя внука первый раз в первый класс, рассказывает ему про свое 1 сентября, пришедшееся на 1941 год. И только потом появилась «Минута молчания», а после нее — «Солдатская лампа», также с исторической тематикой — для последующего плавного перехода к «Троим из Простоквашино».

Но то речь о детской аудитории, которая просто так, с бухты-барахты, может и не оценить всю важность момента — просто не понять, что такое ей показывают. Другим же каналам подобная щепетильность оказалась чужда. Так, на РЕН ТВ «Минута молчания» вклинилась в «Трех богатырей на дальних берегах», на СТС — в «Шрека»... Таких примеров множество.

Ну и напоследок еще одна цифра ВЦИОМа. Лишь 22% россиян собирались в День Победы смотреть телевизор. Салют интересовал большее число респондентов — 31%. Видимо, он разнообразнее.