Система ОСАГО трещит по швам
По статистике МВД, сегодня каждая 15-я легковушка ездит по российским дорогам без оформления документа обязательного автострахования — полиса ОСАГО. Риск попасть в аварию с участием такого водителя растет, а шансы пострадавшего получить материальную компенсацию падают. Виновник ДТП отделается грошовым штрафом, а пострадавшему придется нанимать адвокатов и обивать пороги судов.
Система ОСАГО трещит по швам. Рост тарифов и несправедливые выплаты, которых никогда не хватает на ремонт, привели к предсказуемому результату. Автовладельцы, прежде всего из глубинки, где доходы падают особенно ощутимо, все чаще отказываются покупать полисы. По данным МВД и Российского союза автостраховщиков, хозяева более 3 млн автомобилей не удосужились купить ОСАГО. Одни за пару кликов скопировали и распечатали заведомо фальшивый документ, чтобы показать его инспектору ГИБДД, который обычно довольствуется беглым взглядом. Другие и вовсе ездят без полиса в расчете на авось — благо бюджетные автомобили на постах без крайней нужды не тормозят. Ну а даже если не повезет, то штраф за отсутствие ОСАГО — всего-то 800 рублей, и эту сумму можно уполовинить в случае своевременной оплаты.
Казалось бы, первыми должны бить тревогу страховщики, но пока их потери не так уж велики, поскольку явление не перекинулось на наиболее платежеспособные мегаполисы. А вот жизнь законопослушных автомобилистов «бесполисные» водители сильно осложнили. Даже самое незначительное ДТП с их участием оборачивается финансовыми потерями и головной болью. Из-за отсутствия полиса невозможно получить компенсацию от страховой компании.
Конечно, есть шанс при непротивлении сторон договориться полюбовно: оценить ущерб у автоэксперта, составить с винов-ником аварии договор о размере и сроках выплат, заверить документ у нотариуса и ехать в автосервис. Однако такой вариант развития событий слишком похож на ненаучную фантастику.
В реальной жизни куда чаще встречается другой сценарий. Виновник аварии, которого к тому же оштрафовали за отсутствие ОСАГО, встает в позу и отказывается оплачивать ремонт. Это означает, что пострадавшему придется тратить время на сбор внушительного пакета документов: протоколы ГИБДД, опрос свидетелей, акт оценки ущерба независимыми экспертами и, наконец, исковое заявление. Еще два-три месяца потребуется на рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях. После чего пострадавший получит на руки исполнительный лист и отправится с ним к судебным приставам.
Победа? Как бы не так! Очень часто полисы ОСАГО перестают покупать пенсионеры и просто малоимущие автомобилисты, которые свои видавшие виды «жигули» и «нивы» используют для поездок на дачу. С такого виновника ДТП взыскать даже 100-150 тысяч рублей ущерба — задача суперсложная.
Ситуацию теоретически могло бы спасти введение дополнительного страхования от риска встречи на дороге с автомобилем без ОСАГО. Но такого продукта у подавляющего большинства автостраховщиков просто нет, а у тех, у кого он есть, стоимость услуги вырастает как на дрожжах. Страхование по этому конкретному риску теряет смысл, поскольку за сопоставимые деньги уже можно оформить полноценный полис КАСКО.
Впрочем, есть простое решение проблемы: прямое возмещение убытков по ОСАГО. Как это делается в странах ЕС, где автовладелец после аварии обращается за возмещением в свою компанию и там получает деньги или направление на ремонт. А дальше уже страховщик взыскивает соответствующую сумму со страховой компании виновника аварии или же с него лично, если действующей страховки не оказалось.
Увы, законы здравого смысла на российском рынке ОСАГО не действуют. Наши страховщики предпочитают собирать деньги, а почетную обязанность ходить по судам и добиваться материальных компенсаций оставляют водителям. Вот такое разделение труда...