Главная Культура 00:01 11 Мая 2018 2907
Поэтарх всея Руси

В эти дни выдающемуся поэту Андрею Вознесенскому могло бы исполниться 85 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Судьба назначила ему родиться поэтом. Как его однокласснику Андрею Тарковскому уготовано было родиться кинорежиссером. Они с ранних лет почувствовали свою особость, отдельность, может, поэтому не стали большими друзьями: каждый пошел по жизни своей дорогой. Первые стихи Вознесенский написал в 10 лет, в 14 он отправил тетрадку со своими сочинениями Борису Пастернаку. Тот прочитал стихи — и почувствовал в них дыхание настоящего таланта. Так началась удивительная, продлившаяся до самой смерти Пастернака, дружба лучшего поэта ХХ века и его верного последователя.

Впрочем, Пастернак не верил в институт наставничества в поэзии, считал, что это сбивает самобытному дарованию голос. Он запретил Вознесенскому писать «под Пастернака», а позже отсоветовал поступать в Литинститут, полагая, что там его ничему не научат, а только испортят. Андрей послушался и пошел в архитектурный. Но прославиться на этом поприще ему не привелось: стихией его жизни стали стихи.

«Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» — ак отметил Вознесенский окончание института, который имел несчастье загореться перед самой защитой дипломов. Эти дерзкие строки вошли в его первый поэтический сборник «Мозаика», изданный во Владимире, но в считанные дни разлетевшийся по стране.

Вышедший вслед за этим в Москве сборник «Парабола» упрочил репутацию молодого поэта, как любителя взрывных метафор, умопомрачительных парадоксов, бешеных ритмов. В поэзии Вознесенского, по точному наблюдению его друга, соратника и соперника Евгения Евтушенко, смешались гениальное бормотание Пастернака, поэтическая дерзость Цветаевой и Семена Кирсанова, синкопы американского джаза и ритмы русского перепляса.

Этот гремучий коктейль вызвал восторг одних и яростное неприятие других. От старой гвардии посыпались обвинения в формализме, безыдейности и даже порнографии: поборников морали, в частности, разгневало слово «беременная» в одном из стихотворений. В числе гонителей поэта оказался и всесильный Хрущев. В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС с интеллигенцией, когда Вознесенский с трибуны произнес: «Как и мой учитель Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии», Никита Сергеевич взорвался едва ли не бранью.

«Это не доблесть, товарищ Вознесенский. Почему вы афишируете, что вы не член партии? Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? И езжайте, езжайте к чертовой бабушке! Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим заморским хозяевам!», — кричал Хрущев с трибуны, вешая на поэта обвинения в антисоветчине.

«Он орал на меня 20 минут. За ним стояли ракеты и лагеря. Все это было страшно, но я и тогда оставался самим собой, а сейчас — тем более», —вспоминал позже Вознесенский. Спасли его от бюрократической расправы миллионы читателей, которые переписывали его стихи и поэмы от руки, брали приступом Театр на Таганке, где в течение 15 лет шел спектакль «Антимиры» на стихи Вознесенского. Конная милиция, охраняющая стадионы, где проходили поэтические вечера с участием Вознесенского и его друзей-шестидесятников, — это не дань поэтической условности, а живая реальность тех лет.

Помимо славы в родном Отечестве к Вознесенскому вскоре пришла и международная известность. Он выступал во многих странах мира — от Норвегии до Мексики. Читал стихи в США, где познакомился с Мэрилин Монро, написав впоследствии от ее лица пронзительный монолог: «Я Мерлин. Мерлин. Я героиня самоубийства и героина». Он дружил с идеологом битничества Алленом Гинсбергом и первой леди США Жаклин Кеннеди, беседовал о высоком с Хайдеггером, Пикассо и Сартром. В его московской квартире гостили Артур Миллер и Курт Воннегут, Пьер Карден, большой поклонник поэта, одаривал его смокингами...

Ранняя слава не вскружила Вознесенскому голову. Многие люди, в том числе и его литературные враги, отмечали редкостную порядочность поэта. За всю свою жизнь он не подписал ни одного подлого письма, а вот от тюрьмы и сумы спасал многих. «Мягкий внешне, беспомощный, но внутренне — стальной, подобно Шостаковичу», — это отзыв о нём Родиона Щедрина. А Белла Ахмадулина, с которой Вознесенского связывала взаимная творческая влюбленность, тонко заметила в посвященных ему стихах: «И что-то в нем, хвали или кори, есть от пророка, есть от скомороха»...

Из всех шестидесятников он, пожалуй, меньше других был подвержен богемному образу жизни. Практически не пил, в лучшем случае мог пригубить бокал вина. Разве что был щеголем. Любил хорошие пиджаки и свитера, а также курточки — наподобие тех, что носил Пастернак. Галстуки не признавал совсем — в знак протеста против официозного стиля. Предпочитал этим «удавкам» шейные платки, на которые ввел в стране моду.

Но все эти внешние атрибуты «эстрадного поэта», равно как и случавшиеся пылкие романы, на которые его самоотверженная жена Зоя Богуславская (она же Оза в поэтической вселенной Вознесенского) закрывала глаза, никак не влияли на образ жизни поэта, где главным и неизменным оставалась напряженная работа над словом. Сочиняя стихи, он не сидел за столом, а вышагивал по квартире, или по городскому скверу, или по Переделкино, отстукивая шагами ритм стиха, а уже потом без помарок переносил его на бумагу.

В 70-80-е годы, когда его опала сошла на нет, Вознесенский выпускал по новому сборнику едва ли не ежегодно. Тиражи его книг — это невозможно представить сегодня — доходили до 200 тысяч экземпляров и мгновенно сметались с книжных прилавков. А, кроме того, он писал прозу («Прорабы духа»), сотрудничал с театрами — без Вознесенского не было бы знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», ставшей визитной карточкой «Ленкома».

А еще он был автором порядка 100 популярных песен, среди которых такие хиты, как «Миллион алых роз», «Верни мне музыку», «Танец на барабане», «Вальс при свечах», «Муза», «Благодарю», «Плачет девочка в автомате»... Наконец, в перестройку Вознесенский, ни много ни мало, изобрел новый жанр искусства — визуальную поэзию. Выставки его видеом с успехом прошли в Москве, Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Неистовый экспериментатор, автор множества неологизмов (ему, в частности, принадлежит слово «Поэтарх»), он, тем не менее, был наследником пушкинской традиции в нашей литературе. Подобно тому, как обожаемые им авангардисты Малевич и Кандинский стали к сегодняшнему дню классиками русской живописи, так и Вознесенский, не без самонадеянности считавший себя первым поэтом России («Прошу не любви ворованной, не денег не орденов — пошли мне, Господь, второго, чтоб не был так одинок»), стал подлинным классиком отечественной словесности.

При этом в новые времена ему достало последовательности не отречься от своих «советских» стихов и поэм, в том числе от знаменитых строк: «Уберите Ленина с денег, он — для сердца и для знамен». «Не буду зачеркивать большую часть своей жизни, — говорил Вознесенский. — Я при советской власти не каялся, когда у меня находили антисоветчину, и за советчину каяться не намерен. Меня ни та ни другая цензура не устраивает. Видеть в русском XX веке один ад или одну утопию — занятие пошлое».

Кем-кем, а пошляком Андрей Андреевич не был. Как и его учитель Борис Пастернак, он был оптимистом по характеру своего дарования. Об этом, помню, он сам взволнованно говорил на встречах с редакцией газеты «Труд», другом и автором которой был на протяжении ряда лет. Сквозь ошеломляющую новизну формы, сквозь буйство метафор и парадоксов в стихах Вознесенского неизменно прорастают, пробиваются к читателю глубокие идеи и мысли.

«Не исчезай в нас, чистота, не исчезай, даже если наступит край», «Я тоскую не по искусству, задыхаюсь по настоящему», «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли обожжены?», «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», наконец, «Россию хоронят, некрологи в прессе. Но я повторяю — Россия воскресе» — эти и сотни других потрясающих строк мог написать только большой поэт, подлинный Поэтарх нашей литературы, каковым был и остался Андрей Вознесенский.

P. S. Он прожил большую жизнь. Уходил тяжело. После двух инсультов у него, одного из самых звонкоголосых поэтов эпохи, практически отнялась речь. Он не мог говорить, только шептал. Перед самой смертью он нашептывал своей верной Озе новые стихи...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?