«Белый мавр» едет в Сочи с «Конвоем»

Фестиваль «Кинотавр» объявил программу очередного, 23-го по счету киносмотра

Фильмов, которые будут показаны в Сочи с 3 по 10 июня, еще никто не видел, кроме небольшой группы отборщиков. Но тенденция очевидна: главный российский фестиваль чутко прислушивается к тектоническим сдвигам в недрах кинопроцесса и с точностью барометра реагирует на них.

Еще недавно «Кинотавр» считался заповедником социального (кто-то искренне полагал — попросту депрессивного) кино. Сегодня президент фестиваля, известный продюсер Александр Роднянский («9 рота», «Жара», «Елена», «В субботу») настаивает на более широкой тематической и жанровой палитре. По его словам, фестиваль не прельщает перспектива превратиться в гетто «бескомпромиссного русского артхауса». Но, с другой стороны, киносмотр не стремится стать и теплицей для русского «жанра». В среде приверженцев жанрового кино команда «Кинотавра» пытается найти картины, отмеченные авторской индивидуальностью, а среди создателей артхауса пытается обнаружить желание пользоваться инструментарием кино массового. Чтобы в итоге те и другие с помощью «Кинотавра» могли проделать свой путь к зрителю.

Эта вдохновляющая программа, с которой трудно не согласиться, похоже, будет последовательно реализована на «Кинотавре». Свидетельство тому — хотя бы приз за вклад в российское кино, который будет вручен на открытии фестиваля Карену Шахназарову. Автор фильмов «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца», «Американская дочь», «Белый тигр» как раз и славится тем, что умеет подавать самые сложные социальные темы в зрелищной упаковке. Так что награда найдет героя на «Кинотавре» абсолютно заслуженно — не только в связи с грядущим в июле 60-летием мастера, но и в полном соответствии с концепцией нынешнего киносмотра.

Что касается двух конкурсных программ, то председатель отборочной комиссии «Кинотавра» Ситора Алиева отсмотрела 65 полнометражных и 268 короткометражных лент. Чтобы отобрать соответственно 14 и 20 картин, которые удовлетворяют изложенным выше критериям. Полный метр будет судить команда режиссеров во главе с Владимиром Хотиненко. Короткий метр — команда продюсеров во главе с первым заместителем председателя Союза кинематографистов РФ Сергеем Лазаруком.

В основной конкурс попали главным образом представители среднего поколения режиссуры, многие из которых дебютировали в свое время на «Кинотавре». Это Авдотья Смирнова («Кококо»), Алексей Мизгирев («Конвой»), Василий Сигарев («Жить»), Дмитрий Фикс («Белый мавр, или Истории о моих соседях»), Павел Руминов («Я буду рядом»), Виктор Шамиров («Со мною вот что происходит»), Борис Хлебников («Пока ночь не разлучит»), Михаил Сегал («Рассказы»), Сергей Мокрицкий («День учителя»), Павел Костомаров и Александр Расторгуев («Я тебя не люблю»), Светлана Баскова («За Маркса»), Нурбек Эген («Пустой дом»)…

Компанию этому «поколению 40-летних» составит 72-летний классик российского кино Александр Прошкин с военной драмой «Искупление» по прозе Фридриха Горенштейна. За исключением новых работ Ивана Вырыпаева и Кирилла Серебренникова, которые ожидают решения судьбы своих картин от крупных международных фестивалей, и примкнувшего к ним Сергея Лозницы, чья лента «В тумане» будет показана в Каннах, на «Кинотавре» будет собрано все лучшее, что есть на сегодняшний день в российском кино. И потому следить за ходом фестиваля в этот раз будет особенно интересно.