По следам самой громкой авиакатастрофы
Вчера индонезийские десантники добрались до места крушения российского лайнера, врезавшегося в гору накануне, во время демонстрационного полета. Спасать оказалось некого: объективам телекамер предстала жуткая картина разбросанных вдоль склона обломков и фрагментов человеческих тел.
Специалисты российского МАКа ищут «черные ящики» и восстанавливают хронику последнего полета, чтобы установить причину трагедии. Но уже сегодня ясно, что амбициозный проект российского среднемагистрального самолета Sukhoi SuperJet 100 получил удар, от которого нашей гражданской авиации будет очень тяжело оправиться. Предполагалось, что во время показательного турне сразу несколько стран
По последним данным, на борту лайнера было 48 человек — восемь россиян и граждане еще четырех стран. Все россияне — сотрудники авиастроительной компании «Сухой». Командиром экипажа был опытнейший
Связь с самолетом была потеряна, когда он находился в районе горы Салак. Незадолго до трагедии командир запросил разрешения снизиться до высоты 1,8 тысячи метров. Злополучная гора немного выше, но разрешение было получено, поскольку высокая облачность давала достаточный обзор. Однако самолету
Лайнер Sukhoi SuperJet 100 появился после 11 лет напряженной работы инженеров и конструкторов, а также вложения в разработку программы, по разным данным, от 1,3 до 2 млрд долларов. Проект задумали в
В начале 2011 года самолет получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета, а в начале 2012 года — сертификат Европейского авиационного агентства по безопасности.
Не считая опоздания на пару лет по намеченным ранее срокам — готовности, испытаний и начала поставок, — все шло прекрасно. С середины 2011 года Sukhoi SuperJet 100 федеральные чиновники называли не иначе, как «надеждой российского авиапрома». В этом эпитете сложились два многообещающих факта.
Что же такого уникального смогли создать конструкторы из ОКБ «Сухой», что покупатели разных стран стали приобретать их самолеты? Просто нашли свою нишу. Ни Boeing, ни Airbus, ни другие именитые мировые самолетостроители не выпускают лайнеров в данной категории — салон до 100 человек. Получается, успех был не случайным, а плановым. Уже в 2000 году аналитикам было понятно — миру нужны самолеты средних размеров для региональных перевозок. Нужны были они и России, так как имевшиеся в наличии
Не случайно именно этот самолет был выбран в качестве локомотива для возрождения гражданской авиации. Исполнителем проекта стало ОКБ «Сухой», незадолго до этого создавшее гражданское отделение. В
В 2002 году главным консультантом проекта был выбран Boeing. В 2004 году был проведен конкурс и определены основные поставщики компонентов для самолета — больше половины иностранных компаний. Руководителем программы назначили Виктора Субботина, главным конструктором — Владимира Лаврова. Собирать самолеты решили в
В 2005 году поступил первый заказ на 30 самолетов от «Аэрофлота».
В 2006 году, в Фарнборо во время выставки самолет переназвали в Sukhoi SuperJet 100.
В сентябре 2007 года в
За это время, а конкретно с 2004 года, в нише самолетов для местных перевозок у российской стороны появились серьезные конкуренты. В этот сегмент рынка вошли бразильская Embraer с лайнером
Но конкуренция не повредила имиджу российского SSJ 100, даже напротив. Дело в том, что наш лайнер по сравнению с конкурентами тратит на 10% меньше топлива, требует на 6% меньше денег на эксплуатацию и на 10% (по другим сведениям, на 15%) дешевле. При этом пассажиров он вмещает больше, чем конкуренты: от 78 до 95 мест в зависимости от класса.
Вообще SSJ получился довольно относительно «российским». Дело в том, что в полной мере отечественными в нем являются конструкция, кузов (планер) и сборка. Все остальное (80% комплектующих) поставляют иностранные участники проекта, в том числе компания Boeing. Что, наверное, не способствует увеличению гордости конструкторов самолета, зато наверняка положительно влияет на зарубежных покупателей.
Или влияло, потому что последняя авария под Джакартой, безусловно, скажется на интересе покупателей к Sukhoi SuperJet 100. К сожалению. И не только потому, что лайнер потерпел катастрофу. Такое с самолетами, увы, нередко случается
Тем не менее появился он не вчера. На сегодняшний день, как нам рассказали в
Сергей Крутоусов, независимый эксперт, бывший советник Министерства транспорта Российской Федерации (2004–2009 годы):
— Выводы по поводу случившегося делать рано, но для объективного анализа потребуется дать оценку технической политике руководителей авиапрома. В советские годы между авиаконструкторами была конкуренция, которая двигала прогресс. А на этот лайнер сделали ставку как на единственно возможный. К тому же с созданием слишком торопились, словно спешили отрапортовать об успехе.
Вспомним, что глава концерна Михаил Погосян обнадеживал российское руководство, что проект не потребует больших денег. И действительно, начинали SuperJet как региональную машину, способную заменить
Дмитрий Рогозин, И.О.
— Летчики высокого мнения об этой машине. Это катастрофа, все печально и трагично, но тем не менее хочу сказать, что сама по себе машина, я уверен, имеет большое будущее. Она перспективна, конкурентоспособна.