Канны смотрят на Россию «Особым взглядом»
Наши фильмы не попали в основной конкурс самого престижного фестиваля
Сегодня открывается главный мировой киносмотр — 64-й Международный Каннский фестиваль. «Труд» рассказывает о том, чего стоит ждать от Канн-2011 и почему на набережной Круазетт будет много острых политических дискуссий.
Свинство, но без мата
Российским картинам в основной конкурсной программе 64-го Каннского кинофестиваля места не нашлось. Сначала поговаривали, что в конкурсе будет «Фауст» Александра Сокурова, но режиссер ленту пока не закончил и надеется успеть хотя бы к фестивалю в Венеции. Не попал в конкурс и Никита Михалков с продолжением своей эпопеи «Утомленные солнцем-2: Цитадель», чудом проскочившей в основную программу в прошлом году. Надежда была на Андрея Звягинцева и его «Елену», но организаторы включили ее только в параллельную программу «Особый взгляд», и то в самый последний момент.
Вместе со Звягинцевым в «Особом взгляде» будет и еще одна российская картина грузинского режиссера Бакура Бакурадзе «Охотник». Его дебютный фильм «Шультес» в 2008-м участвовал еще в одной параллельной программе каннского смотра — «Двухнедельнике режиссеров», а потом получил главный приз на «Кинотавре». Действие его новой ленты разворачивается в глухой российской провинции, на грязной свиноферме, где егерь влюбляется в бывшую преступницу. Но, как ни удивительно, Бакурадзе удалось обойтись без мата и алкоголизма — главных черт современного российского артхауса.
Конкуренты Звягинцева и Бакурадзе в «Особом взгляде» будут самые достойные. На открытии программы покажут новую картину Гаса Ван Сента «Не сдавайся» с Мией Васиковской в роли смертельно больной девушки, также новые работы представят и некоторые каннские любимчики — Брюно Дюмон, Ким Ки Дук и Хон Сан-Су.
От «Меланхолии» не скрыться
Канны-2011 не обойдутся без картин, снятых живыми классиками кино, чьи имена уже давно превратились в раскрученный бренд. Фильмом открытия станет «Полночь в Париже» — очередная романтическая комедия Вуди Аллена, навеянная полотнами импрессионистов, главные роли в которой сыграли Рейчел МакАдамс, Оуэн Уилсон и Эдриен Броуди. Но если от ромкома Вуди Аллена вряд ли кто-то ждет чего-то революционного, то вот новая картина Ларса фон Триера уже давно интригует зрителей роликами в интернете и лозунгом «прекрасный фильм о конце света». Прошлая картина Триера «Антихрист», показанная в Каннах два года назад, своей жестокостью взбудоражила всех киноманов — не было, пожалуй, ни одного человека, который остался к ней равнодушен. Что ждать от «Меланхолии», неясно. Режиссер хранит подробности сюжета в тайне, обещая лишь то, что в фильме будет свадьба и романтика. Но что значит «романтика» в понимании автора «Антихриста», только Богу известно. Главную роль исполнила Кирстен Данст, которая в трейлере без конца бегает в подвенечном платье и пускает из рук молнии.
Еще один каннский старожил Педро Альмодовар представит публике фильм с Антонио Бандерасом в главной роли, которого режиссер не снимал уже 20 лет, со времен картины «Свяжи меня» (1990). В новой ленте «Кожа, в которой я живу» Альмодовар остается верен себе: за основу он берет второсортную литературу — на сей раз это детектив «Тарантул» Тьерри Жонке. Его протагонист — одержимый местью пластический хирург, который пытается выследить человека, изнасиловавшего его дочь. Судя по трейлеру, фильм не обойдется без прекрасных обнаженных женских тел под ножом поседевшего, но по-прежнему харизматичного Антонио Бандераса.
Под знаком политики
Судя по всему, на 64-м Каннском кинофестивале будет много политических дискуссий, хотя обычно обвинения в крайней политизированности конкурса сыпались в адрес другого международного фестиваля — Берлинского. Видимо, Канны решили не отставать. Буквально за три дня до открытия смотра, 8 мая, стало известно, что в основную конкурсную программу и в «Особый взгляд» включены две иранские картины — «Это не фильм» Джафара Панахи и «До свидания» Мохаммада Расулофа. Такой жест организаторов Каннского кинофестиваля носит чисто политический характер: и Панахи, и Расулоф в декабре прошлого года были осуждены на шесть лет лишения свободы за оппозиционную деятельность. Но заключение для режиссеров оказалось лишь малой толикой наказания — им запретили снимать кино и писать сценарии в течение 20 лет. С тех пор как гонимые иранским правительством режиссеры были заключены под стражу, все кинематографическое сообщество объединилось: международные фестивали то и дело включали Джафара Панахи в жюри, хотя его стул всегда пустовал. Актриса Жюльет Бинош, получая свою «Пальмовую ветвь» за роль в фильме «Заверенная копия» режиссера Аббаса Киаростами, который тоже некогда жил и снимал кино в Иране, произнесла пламенную речь в поддержку Панахи. В этот раз каннские организаторы пошли еще дальше и включили в конкурс картины иранских узников совести практически не глядя. И если имя Джафара Панахи звучало, пожалуй, на всех главных кинофестивалях (он лауреат венецианского «Золотого льва», берлинского «Серебряного медведя» и каннской «Золотой камеры»), то его молодого коллегу Мохаммада Расулофа знают лишь узкие специалисты. В любом случае, какой бы художественной ценностью ни обладали иранские картины, благодаря им разговоры на набережной Круазетт приобретут стойкий политический оттенок.
Мнения
Бакур Бакурадзе, режиссер:
— «Охотник» — фильм о природе человеческой близости — с окружающим пространством, с животными, с другими людьми. Мне захотелось понаблюдать за человеком, который живет на своей земле, своим умом и принимает все на себя: и убивает, и созидает, и отвечает за свой мир. Формально действие разворачивается в России, но могло произойти в любой точке земного шара. Это фильм о любви, жизни, боли — обо всем том, чем полон человек. Я рад, что в Каннах считывают и понимают такие вещи.
Андрей Звягинцев, режиссер:
— В «Елене» действие происходит в абсолютно конкретном времени: 2010 год. И в конкретном месте: Москва, Остоженка, Бирюлево или подобный ему спальный район. Эта история — отражение того, что происходит со всеми нами здесь и сейчас. Рассказывать о подробностях сюжета не буду — хотелось бы эту загадку сохранить до премьеры. Такая у меня натура: не люблю наперед говорить, о чем фильм. Если зрители ждут новую работу нашей команды, они придут ее посмотреть и без зазывных речей.
Самые кассовые фильмы в американском прокате за прошедший уик-энд
«Тор», $65,7 млн.
Экранизация комикса о скандинавском боге Торе, который попал на Землю и стал супергероем, потеснила «Форсаж-5», лидировавший раньше.
«Форсаж-5», $32,4 млн.
Скоростной боевик с Вином Дизелем, Дуэйном Джонсоном и множеством красивейших машин в главных ролях на этой неделе отошел на вторую позицию.
«Прыгающая метла», $15,2 млн.
Малобюджетная комедия Салима Акила о неравном браке заняла третье место в США, но в российский прокат может и не выйти.