"СМУГЛЯНКА" ДЛЯ ПАПЫ РИМСКОГО

Говорят, Сталин, услышав в их исполнении "Священную войну", заплакал и приказал любым способом сберечь коллектив (что, впрочем, не помешало александровцам уже на третий день войны выступать с концертами на фронте). В годы "холодной войны" натовцы боялись приезда ансамбля, как автомата Калашникова, считая его главным пропагандистским оружием "красных". А потому в некоторых зарубежных гастролях коллектив во избежание диверсий охраняли советские военные корабли. А еще было дело - за пять минут до выступления пришло сообщение: сцена заминирована. Руководство решило: "Не спасуем!" В итоге хор пел "Калинку" под методичный писк металлоискателей... Чем сейчас живет прославленный коллектив? Об этом наш разговор с начальником Ансамбля песни и пляски имени Александрова полковником Леонидом МАЛЕВЫМ.

-Леонид Иванович, в далеком 1928 году, когда был создан ансамбль, его состав был всего 12 человек. Сколько вас сейчас?
- Сейчас 186 человек - хор, оркестр и балет. А начинали действительно с восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца. Тогда были в почете литературно-музыкальные композиции - "Дальневосточная", "Красноармейская". Сегодня это называют мюзиклом. Можно сказать, в этом жанре наш ансамбль работал еще 77 лет назад. Что касается численности ансамбля, то самый большой состав у него был после войны - в 50-е годы насчитывалось до 320 артистов.
- Знаю, что в годы Великой Отечественной ансамбль не эвакуировали, напротив, вы были на передовой.
- Ансамбль поделили на четыре фронтовые бригады, и уже 26 июня 1941 года артисты выступали на трех фронтах - Южном, Западном и Юго-Западном. Прошли всю войну, дали в общей сложности 1400 концертов.
- Слышала, было личное распоряжение Сталина никого из ансамбля не отпускать в действующую армию...
- Конкретных документов на этот счет я не видел. Но точно знаю, что в 1943 году в ансамбле не хватало музыкантов. И Александров пожаловался на это Сталину. Тот удивился: "Что значит не хватает, а где есть музыканты?" Оказалось, что в Сталинграде воюет прекрасный тромбонист, выпускник консерватории. И по личному приказу Сталина его - артиллериста, командира батареи - экстренно отозвали нести воинскую службу в ансамбле. Казалось бы, в такое тяжелое время какое дело было Сталину до ансамбля? Но ведь не зря сам Александров говорил: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие".
- И после войны, насколько я понимаю, вы ходили у власти в любимчиках...
- Нас всегда считали "отрядом культурного фронта". Поэтому, когда ансамбль выезжал за рубеж (кстати, впервые это произошло еще в 1937 году - коллектив выехал в Париж, на международную выставку техники и искусства и получил там Гран-при), большое внимание уделялось его экипировке - на советских артистах должно было быть все самое лучшее, у нас всегда были лучшие инструменты. О том, как престижно было работать в ансамбле Александрова, говорит такой факт: в 60-е годы конкурс в хор был 40 человек на место, больше, чем в любой театральный вуз. И, например, на прослушивание среди прочих пришел молодой тогда певец Иосиф Кобзон. Его посмотрели и... не взяли! Зато сейчас он часто выступает с нашим ансамблем.
- Но ведь не всегда все было гладко - еще несколько лет назад в ваше обшарпанное здание страшно было войти, а артисты, включая солистов, получали нищенскую зарплату 2-3 тысячи рублей. Сейчас у вас свежий ремонт, многочисленные гастроли, в том числе зарубежные. Патриотизм опять в моде?
- Для нас это не пустое понятие. Песни о России, ее величии, мужестве вселяют уверенность в завтрашний день, дают понимание того, что мы - единая нация, нация сильная, что с нами надо считаться. Наверное, это и является элементом сплочения людей. Действительно, 90-е годы были для ансамбля непростыми. Но в 2005 году мы получили Президентский грант на развитие. К тому же нам очень помогает Министерство обороны в лице генералов Н. Панкова, А. Гребенюка, Н. Резника и Ю. Гунькина. А ведь ансамбль уникальный - например, наш хор. Он визитная карточка коллектива. Прекрасные оперные голоса, причем каждый второй певец хора является солистом. В репертуаре хора и народные песни, и оперная классика, и сложные многоголосные акапельные произведения. Работаем мы и в эстрадном жанре. С нашим хором поют и Басков, и Гурченко, и Зыкина, и Николай Караченцов. Даже девичья группа "Блестящие"! А какой у нас оркестр - подобного ему в стране нет! Уникальность в том, что он объединяет одновременно и медную группу, и духовую: балалайка, домра и тут же тромбоны, трубы.
- Сколько же сейчас получает артист ансамбля Александрова?
- В среднем от 18 до 23 тысяч рублей.
- И что в ближайших планах?
- Будем увеличивать и хор, и оркестр, и балет. Попробуем создать внутри ансамбля еще один мини-ансамбль эстрадного плана. Расширим репертуар за счет современных музыкальных композиций - нечто вроде все тех же мюзиклов. С сентября собираемся открыть на базе ансамбля детскую творческую студию.
- Леонид Иванович, правда ли, что ансамбль Александрова поет и на иностранных языках?
- Стало уже доброй традицией, что ансамбль исполняет несколько произведений на языке той страны, в которой выступает с гастролями: на китайском, корейском, французском языках. Только что мы вернулись из Марокко. Там мы исполняли гимн Марокко на арабском языке. Зал немел от восторга. Только и разговоров там всю неделю было - русские поют на арабском, да как!
- Как вас встречают?
- Везде полные залы. Был такой случай. В 2004 году нас пригласили спеть в Ватикане в Зале Папы Павла Шестого, вмещающем 7 тысяч зрителей. Ансамбль выступал со своей классической 75-минутной программой. Исполнили "Священную войну", "Калинку", "Смуглянку", три пляски - "Палехская шкатулка", "Казачья кавалерийская" и "Праздничный марш". В качестве подарка Иоанну Павлу Второму спели отрывок из оперы Верди "Набукко" на итальянском языке и польскую народную песню "Ока". Во время исполнения одной из песен весь зал с изумлением увидел, как кресло понтифика двинулось из центрального прохода в сторону сцены. Как оказалось, завороженный красивой музыкой, Папа попросил своих помощников приблизить его к сцене, чтобы лучше все слышать. После концерта наш импресарио-итальянец признался, что такого Ватикан еще не видел! Но я хочу особо подчеркнуть: главная наша задача не зарубежные гастроли, а выступления по России - в горячих точках, в воинских частях, госпиталях. Прошлым летом у нас был гастрольный тур по Дальнему Востоку, нынешним летом планируем дать концерты в Волгограде, Ставрополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону.
"Моя Родина-мать"
(на китайском языке)
Слова Чжан Хунси
Шэй бу ай цзы цзи дэ му цинь,
Юн на гунь тан дэ чи цзы синь лин,
Цинь ай дэ цзу го, цы сян дэ,
Му цинь, чан цзян хуан хэ,
Хуань тэжн чжу, хуан тэн.
Перевод:
Я люблю тебя, Китай!
Я люблю твою весеннюю рисовую рассаду,
Люблю твои осенние золотистые плоды,
Люблю легкий твой воздух,
Люблю цветенье сливы.