Передо мной тезисы выступлений мэтров отечественного промышленного перехвата в стенах роскошного отеля "Мариотт". Скажем, спич Александра Волкова, профессора Высшей школы экономики, называется так: "Основные типы технологий перехвата управления". Типов (по Волкову) всего два - силовой (полевой) или кабинетный (камеральный).
Разница между ними колоссальная. Как между стриженым братком и перспективным аспирантом. Ведь в первом случае желающие встать к штурвалу акционерного общества банально обращаются к помощи ОМОНа "для захвата контроля над печатью и местом сидения генерального директора". А во втором требуется все больше работать головой. Надо провести параллельное собрание акционеров, избрать параллельный совет директоров и назначить параллельного гендиректора. Затем изготовить параллельные же печати, банковские карточки, открыть счета и т.д.
Участникам конференции в качестве примера показали образчик такого параллельного собрания владельцев ценных бумаг известного волгоградского завода. И это был вовсе не учебный, а всамделишный сбор. Не беда, что его организаторы владели лишь 43 процентами акций, а тех, у кого 57, даже не пригласили. Не беда, что в зале не присутствовали члены счетной комиссии. Главное - провести и затем широко сообщить об этом в прессе. Нагнать, так сказать, волну.
Теперь отвлечемся от научной конференции и объясним, почему именно этот завод стал наглядным пособием в описанном мастер-классе. Дело в том, что профессор Волков по совместительству возглавляет еще и некую фирму под претенциозным названием "Минфин". И если у каждого перехвата есть свой заказчик, то "Минфин" - исполнитель. Своего рода киллер, отстреливающий методами корпоративного шантажа действующее руководство акционерных обществ. А завод, что в городе-герое Волгограде, - один из "заказанных" объектов.
При этом ученый Волков, конечно же, не принимает личного участия в этих разборках. Для того у него есть студенты Высшей школы экономики (ВШЭ). Они, 20 лет отроду, и назначаются "гендиректорами" атакуемых предприятий. Пусть за плечами нет опыта и знаний. Важно, что мальчишки в этих классовых битвах рано взрослеют и в тонкостях познают науку побеждать. В смысле экономику.
И все бы ничего, но эксперимент закончился неудачно. Двух студентов ВШЭ, по очереди "возглавлявших" предприятие, задержали в Москве и препроводили в Волгоград. Там поначалу их поместили в СИЗО, а затем, взяв подписку о невыезде, отпустили. Такого поворота не ожидал никто. Даже Волков, детальнейшим образом разработавший технологию перехвата, никак не предполагал вмешательства людей в погонах. Они-то, может, и не вмешивались бы, но вот незадача - к судьбе крупного градообразующего завода проявили интерес областные власти. Им все эти эксперименты с перехватами ни к чему. Им требуется, чтобы завод исправно и стабильно работал.
Надо ведь понимать, что такие игры к чистой науке никого отношения не имеют. Проще говоря, идет передел рынка и собственности. Еще проще - надо убрать успешного конкурента, перешедшего дорогу другому производителю. В общем, в Волгограде взяли да и возбудили уголовное дело по признакам статьи 327 УК ("Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков"). Сразу оговоримся, что может статься, с уголовщиной ничего и не выйдет. В конце концов преследовать пацанов - несерьезно, они уже получили хороший урок. А вдохновитель и тем паче заказчик вроде как ни при чем.
Теперь разработчики подобных технологий должны будут пересмотреть свои "научные" взгляды с учетом статей Уголовного кодекса. Раз уж есть прецедент... Ценность волгоградского дела еще и в том, что оно обнажило массу пробелов в нынешнем законодательстве. Их-то и используют фирмы типа "Минфина".