После смерти вождя началась смертельная борьба за власть
Три фигуры, вершившие политику во второй половине 50 х, – Булганин, Хрущев и Жуков. Их поймал в свой объектив фотокорреспондент «Труда» Николай Привалов, пока они еще были близки.
Соратники Сталина были опытными политиками, но среди них выделялся сильный, волевой, умный и безжалостный Лаврентий Берия. В своих так называемых соратниках Маленкове и Молотове Берия не видел серьезных соперников, а Хрущева вообще не принимал в расчет. О чем впоследствии пожалеет.
После смерти Сталина ведущую роль первоначально играл Маленков. Он был в должности председателя Совета министров, заместителями его были Булганин, Каганович, Молотов и наш герой Берия, который в то время являлся реальной силой, опираясь на МВД.
Лаврентий Берия действовал очень смело и напористо, выступив с целым рядом инициатив. Став министром внутренних дел, он издал указ о запрете смертной казни и фальсификации дел по политическим обвинениям. Позже Берия также предложил передать тюрьмы и лагеря под контроль Министерства юстиции, провести широкую амнистию политзаключенных и вступил за объединение Германии.
Прозорливый стратег понимал всю ситуацию с проводимой Москвой политикой, которая пропагандировала русификацию и подавление прав национальных меньшинств. Берия был против этого и предлагал выдвигать на руководящие посты национальные кадры.
Однако, как было сказано ранее, Берия зря недооценивал Хрущева. Никита Сергеевич видел в Берии опасного врага. Совместно с Булганиным Хрущев объезжал всех членов президиума и убеждал, что Берия опасен и что его нужно лишить поста. И вот в июне 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев взял слово и обвинил Берию в «антипартийной, раскольнической деятельности агента империализма». Тут же Берия был арестован и отправлен под стражу. Позже, в декабре 1953 года, было сообщено о судебном процессе и расстреле Берии.
Несмотря на всю приязнь, запечатленную на этой фотографии, позднее Хрущев избавился и от Жукова, и от Булганина, взяв бразды правления в свои руки.
…Берия, Берия вышел из доверия.
Не хотел сидеть в Кремле –
Так лежи теперь в земле…