Главная Культура 04:27 11 Апреля 2012 173
Штык и роза
<p>Два столичных театра посоревновались — чья опера длиннее</p>
Мария Бабалова

Редкий случай — московские оперные театры дружно обратились к самым масштабным шедеврам ХХ века. К 200-летию Отечественной войны 1812 года «Войну и мир» Сергея Прокофьева представили в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. А в Большом взялись за «Кавалера розы» Рихарда Штрауса, вспомнив, что в прошлом году мир отмечал столетие этой знаменитой оперы, до сих пор не знавшей в Москве ни одной постановки. Всех, кто оказался готов провести в храме искусства более четырех часов кряду, ожидали сильные впечатления. Среди зрителей был и корреспондент «Труда».

Работа над эпической оперой, написанной по главной русской книге — роману Льва Толстого, требует доблестных усилий. Руководители театра на Большой Дмитровке — режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев и дирижер Феликс Коробов, — видно, принялись за создание спектакля с энтузиазмом, но результат получился аскетичный и по мысли, и по чувству. Первая часть, «Мир», — это открытое белое пространство, где душевные переживания главных героев передаются через десяток сваленных набок хрустальных люстр и множество хаотично расставленных стульев. Минимальную динамику действию придает длинный зеленый диван (для девичьих утех), который, будто угольная вагонетка, периодически пересекает сцену из кулисы в кулису, а также неожиданно появляющаяся на заднем плане живая лошадь.

Вторая часть, «Война», выглядит еще более статично, хотя солдатская массовка, похоже, по численности превышает полтысячи человек. Однако декорация лишена всякой перспективы, поэтому разглядеть удается только два-три ряда выстроившегося войска. Так что «Война» запоминается лишь благородным и красивым пением Наполеона (Арсен Согомонян) и Кутузова (Дмитрий Ульянов), которому режиссер почему-то возвратил второй глаз, чем придал образу легендарного русского полководца неуместный комизм.

Вообще галерея образов этого густонаселенного спектакля оказалась невыразительной и вокально, и актерски. Наташа Ростова (Наталья Петрожицкая), одетая в белое платье, растворялась в белой же декорации, вела свою игру очень нервно и пела с грубыми огрехами, без всякой эмоциональной связи с Андреем Болконским, который у Дмитрия Зуева лишен всякой харизмы. Так что из «мирных» героев эффектнее остальных солистов выглядели приглашенный солист Николай Ерохин (Пьер Безухов) и ветеран театра Леонид Зимненко в роли старого князя Болконского. Дирижер Феликс Коробов старается вести оркестр аккуратно, давая певцам удобные темпы, но не смягчая кульминаций, чтобы публика почувствовала и осознала, к какой махине прикоснулась.

«Кавалер розы» появился в Москве по инициативе музыкального руководителя Большого театра Василия Синайского. Для премьеры собрали незвездную, но очень профессиональную международную команду солистов и постановочную группу, которую возглавил английский режиссер Стивен Лоулесс в тандеме со сценографом из Бельгии Бенуа Дугардином. В меру запутанный, ироничный, полный авантюр и гендерных игр сюжет, придуманный знаменитым либреттистом Гуго фон Гофмансталем, на исторической сцене Большого театра разыграли с юмором и вкусом. В двух фразах фабула проста. Барон хочет жениться на дочери состоятельного буржуа, передает ей символическую серебряную розу, но девушка отказывается выходить замуж по расчету, отец грозится отправить ее в монастырь, а чтобы скомпрометировать соперника, ее юный возлюбленный переодевается горничной.

Для своего «Кавалера» Лоулесс, имеющий репутацию модного рутинера, следуя за партитурой, придумал концепцию с феминистским подтекстом и оснастил ее «машиной времени». У Штрауса все происходит в XVIII веке, у Лоулесса в этом времени проходит только первое действие, потом следует буржуазный XIX век, а финал — начало смутного XX столетия. Смотрится все это очень красиво и уместно. К тому же в третьем акте декорация прямо в момент действия эффектно уходит под сцену, и публика понимает, что и правда не зря Большой театр был шесть лет закрыт на реконструкцию.

Впечатляющие работы солистов есть в обоих премьерных составах спектакля, хотя на премьерных спектаклях все оказались в экстремальных условиях: заболевшего Василия Синайского срочно заменил его молодой ассистент Александр Соловьев. Оркестр, конечно, утратил требуемую фактурность звучания, но достоинства не потерял. Просто музыкантское лидерство перешло от дирижера к некоторым певцам. Так, очень хороши обе Маршальши — и опытная немка Мелани Динер, и наша молодая певица Екатерина Годованец, — как и оба бойких барона Окса — англичанин Стивен Ричардсон и немец Манфред Хемм, которые, впрочем, все же более удачно веселились, нежели пели. А вот Софи из первого состава Любовь Петрова переиграла и перепела свою юную визави Алину Яровую, для которой эта технически сложная партия пока еще не по голосу. И наоборот, Октавиан № 2 Александра Кадурина показалась в этой классической «брючной партии» куда эффектнее, нежели гостья из Туманного Альбиона Анна Стефани. И особый поклон истинно звездному певцу сэру Томасу Аллену (Фаниналь) просто за то, что он приехал в Москву и спел в Большом театре. Так что если не золотыми, то все равно очень заметными буквами премьера «Кавалера розы» уже вписана в историю Большого театра.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?