Обычно то, как люди работают, зависит от того, на кого они работают. Вряд ли сотрудник изначально планирует вести себя плохо. Скорее всего, он хочет привлечь к себе внимание, но, не имея достаточного жизненного опыта, делает это не очень грамотно.
Возможно, человек действительно работает лучше других и его не устраивает, что он занимает такую же должность, как те, кто работает хуже. Может быть, его не устраивает зарплата или он хотел бы быть правой рукой начальника, а начальник не видит в нем такого потенциала. Во всех этих ситуациях работник начинает привлекать к себе внимание и делает это как умеет.
Когда человек постоянно указывает на раздражающие его факторы, но при этом продолжает трудиться в поте лица своего, компании лучше ликвидировать эти факторы - возможно, они влияют таким же образом не только на него. Уволить же склочника - значит поставить себя перед необходимостью искать нового человека на его место. И не факт, что вновь пришедший окажется более покладистым. Хотя и потакать скандалистам в их желаниях - плохой тон. Возможно, если несколько раз человека осадят, в следующий раз он уже станет более деликатно выражать свое отношение к какой-либо проблеме.
Стоит ли увольнять ершистого работника? Долгоживучесть такого человека в компании - вопрос терпения руководителя, его моральной устойчивости, эффективности работника и вероятности заменить его быстро и безболезненно для компании. Идеальный срок, чтобы сделать вывод о том, стоит ли дальше иметь дело с сотрудником, если он не меняет стиля своего поведения, - год. За это время руководитель вполне может решить, нужно ли ему мириться с подобным поведением подчиненного.
Принимая решение о дальнейшей судьбе скандалиста, следует учесть то, насколько он портит рабочую обстановку своими "выступлениями"? Если этот человек является не врагом коллектива, а, наоборот, неформальным лидером и при этом перекрывает авторитет руководителя, то такого сотрудника лучше уволить. Причем сделать это предпочтительно на как можно более позитивной ноте, учитывая то, как он впоследствии будет преподносить вашу компанию на рынке труда. Если с коллективом все безупречно, а отношения не складываются только с руководителем, то руководителю лучше задуматься, что он может сделать, чтобы понять, обосновать поведение сотрудника, возможно, стоит порой прислушиваться к его мнению. Поставить на место подобных людей, как правило, очень трудно. Ни штрафовать за скандалы, ни лишать премий их нельзя. Единственный возможный способ - беседы.
При подготовке материала "ТРУД" консультировали: Наталья Головинова, менеджер по управлению персоналом Всемирного фонда дикой природы (WWF), Владлена Кулешова, менеджер по управлению персоналом кадрового агентства Kellyservices.