...А В ЭТО ВРЕМЯ ПРОЛЕТАЛ ЯК-18
Городок космонавтов на столичной улице Хованская, 3. За час до встречи в административном корпусе вовсю кипит работа. Съемочная группа НТВ выбирает фон, подключает софиты...
За минуту до встречи он заходит в зал. Незаметно. Слегка сутулясь. Совсем не по-геройски.
- Здорово, мужики! Давайте сразу к делу. А то меня уже ждут.
И показывает в сторону двери, где маячит пара крепких хлопцев:
- Массажисты. Ломать меня будут строго по графику.
Вопросы - в паузах между съемкой. Разминаемся, пока к пиджаку цепляют микрофон.
- Игорь Петрович, что вас последнее время радует?
- Ничего.
- Так не бывает. Вы же оптимист. Кстати, вспомните детство. Как это вышло, что родились вы в украинском городе Змееве, а оказались аж в Приморском краю?
- За батей подался. Он руководил машиностроительным заводом. Сначала в Уссурийске, потом в Курске.
- Как же вы в летчики подались, если родители были против?
- Да вся родня была против! Пришлось ей подчиниться. И поступать в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию имени И.В.Сталина. Помню: жили в казарме. Сдал я все экзамены. Одна химия осталась. И вдруг над казармой пролетает Як-18. Не знаю, что со мной случилось. Только выпрыгнули мы с другом с третьего этажа. И - в аэроклуб!
- Часто родителей поминаете?
- Как раз с Кузьминского кладбища приехал. Там все мои похоронены. Отец Петр Иванович, мама Ирина Ивановна. И младшая сестрица Галя.
- До каких годков родители дожили?
- Отец до 92, мама до 85...
- А дома, слышал, ждут вас три любящие красавицы...
- Верно. Жена Валентина Александровна. И дочери - Ирина и Марина.
- И говорите, ничего не радует? С такой крепкой генетикой и надежным тылом?
ИЗ КОРАБЛЯ - БЕЗ ШТАНОВ
И все же есть мнение, что пессимист - это хорошо информированный оптимист. А уж кто, казалось бы, лучше его подкован по летно-космической теме?
Специально для читателей "Труда", чтобы оживить в памяти подвиг космонавта, звоню авторитетным знатокам. Ованес Артемович Микоян - один из тех, кто проектировал "Буран". А Степан Анастасович Микоян, бывший зам.гендиректора - зам.главного конструктора НПО "Молния", как раз руководил летными испытаниями и подготовкой экипажей. От картины, которую они буднично так воссоздали, кровь стынет. А было так, что после 11 суток и 19 часов космического полета Игорь Волк без всякой передышки включается в особый эксперимент. На этот раз - по управлению самолетами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенными по аэродинамическим качествам к "Бурану". Летит в Ахтубинск и обратно на Байконур. "С целью оценки реакции пилота при пилотировании "Бурана" после воздействия факторов космического полета".
- Игорь Петрович, как человеческий организм может перенести такой марафон?
- Нормально! Я же готовился к такому "троеборью"... А про курьез знатоки рассказали? Как я с полчаса висел в корабле вниз головой? Температура в аппарате высокая, а меня с ремней снять не могут. Потом все же вытащили, а про летные вещи забыли. Пришлось на Ми-8 лететь босиком!...
- Извините, что на больную мозоль наступаю, но все-таки, почему программу "Буран" закрыли?
- В тот период еще не создали необходимый вычислитель по объему памяти и быстродействию. Чтобы решать задачу полностью автоматического полета. Да и в науку вмешалась политика: наступила перестройка, вся эта сумятица.
- Две недели назад президент В.В.Путин заявил в космическом городе Калуге о космических приоритетах России. Верите в новый поворот к лучшему?
- Я верю только делам. А обещаний... Их было много.
ХОЧУ НА "ЖАВОРОНКЕ" - В СОЧИ
- Игорь Петрович, доходят слухи, что в Национальном аэроклубе России под вашим патронатом создается принципиально новый самолет. Говорят, доступный для многих...
- Что значит, слухи? Я, между прочим, три таких проекта веду.
- Давайте по порядку. Вот, например, "Ларк-4". В переводе с английского это "Жаворонок". А цифра означает, что он четырехместный?
- Да, и у него невероятно малый размах крыльев. При парковке он поднимает их кверху, и машина спокойно въезжает в гараж для легковушки. Взлетает и садится со скоростью 45 километров в час на полосу до 30 метров. На 100 километров полета расходует 11 литров солярки. Максимальная скорость - 750 километров в час.
- И сколько такая "игрушка" будет стоить?
- Если вывести изделие до серии, то уложимся в 300-400 тысяч долларов.
- А еще два проекта?
- 4-местный "Меркурий" Грузия купила для своих пограничников. Маркетологи утверждают, что это очень востребованный самолет. Как и третий, на воздушной подушке...
- Известно, что за последние 20 лет число авиапассажиров в России уменьшилось чуть ли не в сто раз! Небо, с нашими-то расстояниями, стало многим недоступно. Плюс транспортные пробки. На таком фоне ваши проекты - это просто панацея! Как в них участвует государство?
- А никак. Мало того что не дает ни копейки, так еще воздушным кодексом тормозит. Он у нас сугубо запретный. Я со времен Ельцина призываю: доверьте дело специалистам! Авторитетный летный состав готов разработать цивилизованные нормы. Чтобы вывести легкую авиацию из тени. Все равно же летают. И еще больше будут летать.
- И как, по-вашему, все должно выглядеть?
- Да как везде. Ведь частный самолет могут позволить себе уже многие. Так пусть покупают тот же "Ларк", как машину в автосалоне. Пусть получают летные права. И стартуют себе с выделенных взлеток. Внутри своего микрорайона. Или с дачной лужайки.
- А если мне "Ларк" не по карману?
- Значит, тебе еще проще. Звонишь в авиакомпанию, которая располагает парком "Жаворонков". Покупаешь билет. И лети куда надо. По маршруту, скажем, Останкино-Сочи. Или где тебе удобнее садиться?
ИСПЫТАТЕЛЬ ИДЕТ В БАНЮ
В 46 лет он взял в руки теннисную ракетку. Да так преуспел в этом деле, что был избран председателем союзной федерации. Потом были горные лыжи. Тоже стал асом.
- Игорь Петрович, а сейчас как форму поддерживаете?
- С теннисом и лыжами я завязал. Проблемы с позвоночником. Занимаюсь им. Надеюсь в этом году переломить ситуацию. Ну не в буквальном, конечно, смысле. А вот с баней не расстаюсь!
- И какую предпочитаете?
- Конечно, русскую парную. У нас в городке есть две сауны, так мы их приспособили к разным условиям.
- А РБМ пробовали? Русскую баню Маслова.
- Нет, а что это такое?
- Ее придумал ваш поклонник, физик-изобретатель Виктор Маслов. Услышал, что я к вам собрался, и говорит: "Приглашаю великого испытателя в новый высокий полет!" Правда, РБМ уже работает в Англии, Франции, Прибалтике и кое-где в России. Но ваш тест-драйв будет полезен.
- А в чем суть РБМ?
- Виктор Валентинович проштудировал мировой банный опыт. С точки зрения ученого-физика. При этом исключил минусы финской сауны и русской парной, римской и греческой термы, турецкого хамама и инфракрасных кабин. А плюсы помножил. Получился синтез всего наилучшего в сегодняшней теплотехнике, электронике и медицине...
- Интересно. Я записываю. Когда идем?
- Есть одно условие. Поделиться результатами испытаний с читателями "Труда". Готовы?
- Всегда готов!
НАША СПРАВКА
И.П.Волк более 35 лет работал в Летно-исследовательском институте г. Жуковский. Проводил испытания всех типов самолетов. 15 лет руководил отраслевым комплексом подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ. В 1978 г. зачислен в отряд советских космонавтов. По программе "Буран" совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г.) в качестве космонавта-исследователя корабля "Союз Т-12" (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе "Салют-7".