Эта операция по освобождению сексуальных рабынь превратилась в международную. В ней участвовали оперативники России и Украины. Чтобы задержать "мамочек"-сутенерш, милиционерам двух стран пришлось тщательно координировать свои действия.
О том, как она начиналась, "Труду" по телефону рассказал начальник отдела по борьбе с торговлей людьми Криворожского УВД Украины Константин Хорошилов:
- Преступную группу мы отслеживали давно. Выяснили, что состоит она, как минимум, из трех человек. Они и организовали канал доставки "ночных бабочек" из Кривого Рога в Москву. Здесь 50-летняя женщина и ее 33-летняя товарка по имени Наталья вербовали девушек. Обещали, что в Москве можно хорошо заработать - либо официанткой, либо гувернанткой. Желающих хватало. Были даже несовершеннолетние - самой младшей 14 лет. Собирали небольшую группу и везли в белокаменную. Совершеннолетних - по паспортам, малолеток - либо по чужим документам, либо по свидетельству о рождении.
В Москве гостей столицы встречала 22-летняя Надежда Пороховниченко, дочь той самой 50-летней организаторши преступного бизнеса с Украины. В Москву Надежда попала год назад. Несколько месяцев "стажировалась" на столичной панели. А потом решила выйти "в люди". То есть в сутенерши. Сняла квартиру в Зеленограде. По рассказам девушек, нрав у криворожской Надежды был крутой. Сначала она отбирала у них документы "для регистрации". Лишь потом сообщала, чем на самом деле будут заниматься. Деваться новым рабыням было некуда: без паспорта не убежишь. И они начинали обслуживать клиентов. Проституток держали в черном теле, говорит Константин Хорошилов. Найдены записи: кому - штраф за провинности, сколько "крыше" отстегнули. Большую часть заработка Надежда забирала себе. И затем отправляла домой, в Кривой Рог - маме и ее помощнице.
С особо строптивыми Надя разбиралась круто - демонстративно рвала их паспорта. Правда, находились и совсем отчаянные девчонки - сбегали из притона Надежды без денег, без документов. Кто в другую такую же "фирму", кто пытался сразу добраться домой. Месяцами мыкались. Некоторым помогали уехать на Украину сердобольные клиенты.
Неизвестно, сколько бы еще просуществовала "фирма", но в конце концов про нее стало известно и зеленоградским милиционерам. Пока они собирали сведения, в МВД России подоспела и официальная просьба о помощи от украинских коллег.
Как рассказали вчера в Зеленоградском УВД, уже возбуждено уголовное дело. Надежду отправили в следственный изолятор. По украинским законам за подобное преступление ей и ее партнершам по "бизнесу" грозит до 15 лет лишения свободы. А с семерыми "бабочками" пока разбираются. У многих нет вообще никаких документов. Они проходят по делу как потерпевшие.
К слову, на Украине такого рода уголовные дела - мрачная примета нынешней жизни. В России - тоже. Торговля живым товаром, несмотря на все усилия правоохранительных органов, ширится, не особенно таится и приносит баснословные барыши преступникам. Причем, банды зачастую обретают международный характер. На днях Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело в отношении подполковника российской армии Дмитрия Стыканова по факту продажи женщин из стран бывшего Союза в Европу. По версии следствия, подполковник руководил шайкой из шести человек. Занимались вербовкой русских, украинских, белорусских и молдавских девушек для работы за границей. У банды имелись "филиалы" по всей России и в союзных государствах.
Мир давно не удивляется происходящему у нас в этой криминальной сфере. По данным центра ООН, по предотвращению международных преступлений Россия занимает одно из первых мест наряду с Украиной, Таиландом, Нигерией и Румынией среди поставщиков сексуальных рабынь в Западную Европу. Речь идет о сотнях тысяч соотечественниц, среди которых около половины, по сути, дети. Живой товар везут в основном в Германию, Италию, Нидерланды, Грецию. В общем, в самые богатые страны мира. Там девушки либо добровольно, но чаще всего по принуждению занимаются проституцией. А что еще остается делать в совершенно чужой стране без знания языка и без паспорта, который сутенеры отбирают сразу после пересечения границы, без денег.
По мнению экспертов ООН, исправить ситуацию можно, ужесточив наказание за продажу людей в рабство. Четверть века за решеткой хоть и приличный срок, но по максимуму почти никто не получает. Бороться с проституцией у нас даже дома получается, мягко говоря, не очень. Так что же говорить о транснациональной? Хотя примеры искоренения второй древнейшей все же есть.
Взять хотя бы Китай. Еще недавно он фигурировал рядом с нами - в первой десятке стран - поставщиков секс-рабынь. Но скоро, по всей видимости, из черного списка страну риса и хлопка придется исключить. Недавно органы общественной безопасности Китая получили право высылать за пределы страны иностранных граждан, которые занимаются на территории Китая проституцией и грабежами. А вчера стало известно, что полиция Пекина в первом квартале 2007 года привлекала к ответственности более 100 сутенеров. И это, как обещают китайцы, только начало наведения порядка в преддверии грядущей Олимпиады. Планируются рейды по уличным кафе, баням, игровым клубам.
Решимся ли мы воспользоваться китайским опытом? Или и дальше будем делать вид, что в поте лица боремся с торговлей живым товаром? А проезжая, к примеру, вдоль столичного Ленинградского шоссе, обочины которого давно и совершенно открыто оккупированы разноплеменными "ночными бабочками", сделаем вид, что ничего особенного не замечаем?