БАЛЕТ НА ПЛАЦУ

Из информированных источников редакции стало известно, что в недрах Министерства обороны активно готовится проект ликвидации так называемой "десятой отсрочки" от призыва на воинскую службу.

Напомним, что 30 марта правительство уже одобрило предложение Минобороны сократить все профессиональные и часть социальных отсрочек - всего девять! После одобрения Госдумой (в чем нет сомнения) уже со следующего года под ружье станут молодые отцы, сельские учителя, специалисты ВПК. А вот теперь, по нашей информации, военные намерены добиться отмены отсрочки и для талантливых и особо одаренных деятелей культуры. На сегодня они "прикрыты" Указом президента РФ N873 от 9 июня 1993 года. Тогда, почти тринадцать лет назад, Борис Ельцин распорядился предоставить право на отсрочку от призыва на военную службу "отдельным представителям российского искусства (до 800 человек ежегодно) из числа наиболее талантливых и перспективных артистов балета, цирка и музыкантов-исполнителей, а также выпускников хореографических, циркового, музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ - лауреатов международных и всероссийских конкурсов... " Одним словом, для будущих ростроповичей и цискаридзе.
Эта отсрочка предоставлялась всего на год - с 1 апреля текущего года до 1 апреля следующего. Списки юных талантов готовились учреждениями культуры и проходили через сито специальной комиссии Министерства культуры, а затем представлялись в Генеральный штаб Вооруженных сил. Но, видимо, не всем в военном ведомстве нравится, что мы "даже в области балета впереди планеты всей". Первое наступление на "певунов и плясунов" состоялось в декабре 2004 года - тогда министр обороны Сергей Иванов публично пообещал вывести на армейский плац "всех этих балалаечников и танцоров".
Сейчас Минобороны пытается для начала добиться сокращения этой квоты с 800 до 200 человек. Таким образом, более чем миллионная российская армия разом пополнит свой потенциал аж на 600 штыков! Какого качества будут эти бойцы? И что выиграет Российская армия, если лауреат международного конкурса артистов балета вместо пуантов наденет кирзовые сапоги, а талантливый музыкант сменит скрипку на автомат Калашникова?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Катерина НОВИКОВА, пресс-атташе Большого театра;
- Если утвердят новые правила отсрочки, многие молодые артисты попадут в армию. Мы стараемся не афишировать их имена - такова просьба нашего отдела кадров. Надеюсь, вы понимаете, почему. Нет, никаких законов ребята не нарушают, но зачем привлекать к ним лишнее внимание?.. Оказаться на год, а то и на два оторванным от своей специальности равносильно, особенно для балетного танцовщика, дисквалификации. Во всяком случае, на моей памяти никто из артистов балета в вооруженных силах не служил - ни Николай Цискаризде, ни Андрей Уваров, ни Дмитрий Белоголовцев... Человек, долгое время не подходящий к станку, творческой формы уже не восстановит и на сцену вернуться не сможет. Не совсем понятно, чем руководствуются деятели нашего государства, требующие отменить отсрочки для творческого состава. Ну поставят под ружье лишние полтысячи солдат. Армия такого "пополнения" просто не заметит, зато отечественное искусство, в первую очередь русский балет, которым мы все привыкли гордиться, понесет невосполнимую потерю. Ведь реально театр может лишиться половины мужского состава труппы: век танцовщика - 20 лет, и почти десять из них приходится на призывной возраст.
Иосиф КОБЗОН, председатель Комитета по культуре Государственной Думы, народный артист СССР:
- Я вообще против определения жесткой квоты: дескать, кровь из носу надо дать отсрочки восьмистам ребятам или двумстам... Кто сказал, что именно столько талантов в них нуждаются? В этом году их может быть 150, в следующем - 1000... Ну допустим, сохраним мы нынешнюю цифру - 800. И что, уже 801 парень в квоту не попадет? А может, он самый талантливый среди всех. Или вундеркиндов оказалось меньше квоты - тогда что, заполнять ее блатными начальственными сынками?.. По-моему, нужно каждый раз представителям Министерства обороны и других заинтересованных ведомств - культуры, спорта, науки - садиться и договариваться по конкретным именам: вот этому талантливому скрипачу или шахматисту, или химику в армию нельзя идти ни в коем случае, потому что это нанесет куда больший вред отечественной культуре, да и самому государству, чем если его не призовут.
Сергей НАКАРЯКОВ, музыкант из Нижнего Новгорода, которого называют "трубачом номер один в мире", 29 лет:
- Я воспитывался еще в советское время, когда служба в армии считалась среди нас, мальчишек, делом достойным настоящего мужчины. Это, безусловно, так. Однако в жизни есть исключения. Например, испытания молодого человека "тяготами и лишениями армейской жизни" плохо стыкуются с ежедневными занятиями музыкой и концертными гастролями, без чего немыслима жизнь, скажем, профессионального пианиста или скрипача. Я не считаю себя вундеркиндом, но меня "заметили" в 12 лет. После моего выступления на Международном фестивале классической музыки "Золотое яблоко" в Алма-Ате Владимир Спиваков подарил мне хороший, дорогой инструмент, я подружился с его оркестром "Виртуозы Москвы" и стал ездить с гастролями по всему Советскому Союзу. Сейчас трудно сказать, пошел бы я служить в Российскую армию? Все-таки музыканты-духовики в большинстве своем попадают в военные оркестры, и за два года службы приобретают немаловажный опыт оркестровой подготовки. Но в 1991 году нашей семье пришлось эмигрировать из страны ради моей карьеры. Бюрократы-чиновники в нашем закрытом городе Горьком (ныне Нижний Новгород) нас донимали придирками, отказываясь выпускать за границу по гастрольным запросам из Европы. После того как мы эмигрировали в Израиль, я получил свободу передвижения по всему миру. Правда, меня призвали в израильскую армию, где с военными оркестрами туговато.
Все наши попытки избежать этого оказались тщетными. В вопросах воинской повинности в Израиле, воюющем государстве, все очень строго, служить полагается всем три года. Но за меня вступился Мстислав Ростропович, он написал письмо премьер-министру страны Ицхаку Рабину, и в виде исключения моя военная служба ограничилась всего тремя месяцами. Сейчас наша семья живет во Франции, это удобно для гастрольных поездок по Европе. От души сочувствую музыкально одаренным ребятам из российской глубинки, за которых, похоже, некому будет вступиться.
Записали