К царю пришел служитель культа Аполлона жрец Хрис с богатым выкупом: он просил освободить свою пленную дочь. Но высокомерный Агамемнон выгнал жреца, сказав:
Деве свободы не дам я;
она обветшает в неволе,
В Аргосе, в нашем дому,
от тебя, от отчизны далече -
Ткальный стан обходя
или ложе со мной разделяя.
Тогда Хрис воззвал к Аполлону, напоминая о своем усердии в служении сребролукому богу и умоляя его отомстить данайцам. Аполлон услышал жалобные вопли жреца, ринулся с вершины Олимпа к лагерю греков и начал метать из лука серебряные стрелы.
В самом начале на месков напал
он и псов разнобродных;
После постиг и народ,
смертоносными прыща стрелами;
Частые трупов костры
непрестанно пылали по стану,
Девять дней на воинство
божии стрелы летали.
На десятый день Агамемнон собрал общий совет, чтобы решить, что делать. Первым на совете выступил знаменитый герой Ахиллес. Спасение от гибельного мора он видел лишь в одном: срочно закончить затянувшуюся войну и всем вернуться домой. Но предварительно предложил узнать, чем так разгневан Аполлон и почему он наслал на греков "пагубную язву".
Следом встал жрец Калхас и объяснил причину мора, назвав его не как-нибудь, а снова - "пагубной язвой". Замечу, что Гомер в "Илиаде" использует слово "язва" не в переносном, а, похоже, в современном смысле, называя так раны от стрел, копий и мечей, т.е. глубокие поражения кожи.
Какую же болезнь описывает Гомер? Он сообщает, что от массовой эпидемии сначала умирали мески (помесь лошадей и ослов) - мулы или лошаки, а также бродячие собаки. Потом разразилась массовая эпидемия среди воинов, причем смертельная болезнь сопровождалась появлением язв на теле и была очень скоротечной: за девять дней в лагере греков было сожжено множество трупов.
Не так уж много существует массовых смертельных заболеваний, сопровождаемых язвами, от которых гибнут одновременно как домашние животные, так и люди. Массовое заболевание бешенством для описанной эпидемии не подходит, поскольку для бешенства характерен длительный (месяц и более) инкубационный срок между заражением и смертью. К тому же древние врачеватели, конечно, отличали укусы бешеных собак от язв, сопровождающих болезнь.
Язвы характерны для скоротечной смертоносной бубонной чумы. Но лошади, мулы и собаки человеческой формой чумы не болеют (в отличие от грызунов - крыс, мышей, сусликов, являющихся переносчиками этого страшного заболевания). Из известных болезней ближе всего к описанной Гомером эпидемии две: смертельно опасный, но практически забытый в наше время сап и ставшая "модной" за последнее время страшная болезнь, взятая на вооружение террористами и характерная для скота и людей - сибирская язва.
Смертность людей при заболевании сапом достигает 90 процентов, болеют им, помимо людей, лошади, ослы, лошаки, мулы, дикие хищники (рыси, тигры, львы и др.), но коровы, овцы, козы и свиньи сапа не боятся. И длится болезнь довольно долго - от 2 до 4-5 недель.
Сибирская язва - острая инфекционная болезнь, характерная для лошадей, коров, овец, коз, свиней, оленей, верблюдов. Человек легко заражается от животных. При попадании бацилл сибирской язвы в легкие может быстро, в течение нескольких дней, наступить смерть.
Скоротечность описанной Гомером язвенной эпидемии сближает ее с сибирской язвой, но гибель мулов и лошаков, скорее, указывает на эпидемию сапа. Неясность заключается и в том, что нынешние собаки сапом вроде бы не болеют. Не боятся они и сибирской язвы... Тем не менее Гомер, изумляющий читателей своими энциклопедическими познаниями, задолго до известных нам врачей первым описал эпидемию смертельного кожного заболевания, которая чуть было не изменила исход троянской войны. Может быть, три тысячи лет назад форма сапа или сибирской язвы отличались от современных и действовали на собак?..