Пожалуй, только канал "Культура" по достоинству отметил юбилей замечательного художника. За неделю показали последний его шедевр - фильм "Жертвоприношение" и несколько передач - как документальных, так и аналитических. Плодотворным оказалось сравнение творчества двух совершенно не схожих, но одинаково великих кинематографистов - Тарковского и Сергея Параджанова. К месту была и программа "Жили-были...", где стихи отца юбиляра - поэта Арсения Тарковского мастерски читал Михаил Козаков. Если учесть, какую важную роль отец сыграл в становлении личности режиссера (который в конце своей жизни тоже стал писать стихи), то можно сказать, что обращение к подробностям его творческой жизни выглядит вполне обоснованным.
На других же каналах отнеслись к дате достаточно формально: в ночное время показали его замечательные фильмы - "Иваново детство" (РТР), "Зеркало" (ОРТ), "Сталкер" (ТВЦ). Этим и ограничились: видимо, сочли, что зрители хорошо помнят сравнительно недавно прошедшую по ТВ ленту "Андрей Рублев", а такие сложные для восприятия, требующие определенной подготовки и немалых интеллектуальных усилий произведения, как "Ностальгия" или "Солярис", отложили "до лучших времен".
Впрочем, нет никакой уверенности в том, что эти времена в обозримом будущем настанут. В посвященной юбиляру передаче Станислава Говорухина "Великая иллюзия" (ТВЦ) из уст одного кинематографиста прозвучал грустный прогноз: сегодня, сказал он, Тарковскому не дали бы снимать не по цензурным, а по коммерческим соображениям - ведь его фильмы в нынешнем прокате обречены на провал (с точки зрения сборов).
В самом деле, прошедший юбилей стал своего рода лакмусовой бумажкой, обозначившей перемены, стремительно происходящие в экранной культуре. Ни для кого не секрет, что их "генератором" служит ТВ: оно больше, чем все другие виды искусства, вместе взятые, формирует вкусы и запросы массовой аудитории. Сразу бросается в глаза: с каждым сезоном из телепрограмм "вымывается" все большее число передач, рассчитанных на думающего зрителя. Среди телевизионщиков торжествует убеждение, что людям, кроме информации о прошедших событиях и грядущей погоде, нужны разве что примитивные сериалы да необременительные игры-викторины денежного свойства.
Причем, даже в нехитром жанре телевизионной викторины, что весьма показательно, постоянно снижаются критерии. Теперь преобладают те передачи, в которых игрокам не надо тратить умственных усилий, чтобы самим найти верный ответ, достаточно лишь угадать один из нескольких предложенных. На этом принципе построены пользующиеся огромным успехом программы "Кто хочет стать миллионером?" и "Алчность". По сравнению с ними долгожитель ТВ "Поле чудес", где играющим в подсказку дается лишь число букв в слове, может показаться сверхсложным.
А ведь в свое время эта викторина, в отличие от требовавшей не только знаний, но и фантазии, воображения, интеллектуального поиска передачи "Что? Где? Когда?" - казалась простенькой, почти примитивной. Теперь же успех "Поля чудес" держится, пожалуй, лишь на "приколах" Леонида Якубовича. Недаром несколько месяцев назад, когда пошли слухи о его уходе с "Поля", руководство ОРТ сделало все, чтобы такое не случилось: ведь программа без этого ведущего могла бы потерять большую часть своих почитателей.
В ситуации, когда в эфире царят викторины, не требующие особого напряжения ума и при этом дающие быстрые и легкие выигрыши, от каналов, которые пытаются развивать этот жанр в традиционном ключе, требуется мужество. В новой викторине "Алфавит" (ТВЦ) нет никаких подсказок. А вопросы непростые: для того чтобы выиграть, надо обладать немалыми знаниями в разных областях. К тому же победителю вручают не тугую пачку денег, а книги. Как это делалось четверть века назад, в первые годы существования телеигры "Что? Где? Когда?"
Что это: дерзкий вызов нынешним телевизионным вкусам? А, может, коварное желание методом "от противного" доказать, что "шибко умные" нынче, увы, не в чести? Во всяком случае, даже не проверяя цифр у компании, занимающейся исследованием рейтингов, могу с уверенностью сказать: "Алфавит" не соберет сколько-нибудь большой аудитории. Последние годы бурного развития бездумной телевизионной "развлекухи" не прошли даром для миллионов зрителей. Аудиторию, отвыкшую от серьезного чтения и, напротив, приученную трепетать перед суммами, исчисляемыми семизначными цифрами, трудно убедить в необходимости напрягаться ради обретения только что вышедшего в свет издания...
Значит, правы были те каналы, которые воздержались от показа на минувшей неделе сложных, требующих от зрителя немалой интеллектуальной подготовки фильмов Андрея Тарковского? Очень не хочется соглашаться с этой кажущейся очевидной истиной.