Она требует взыскать с ответчиков - российской фирмы "СКС-Альянс" и киноконцерна "Мосфильм" - по 100 тысяч рублей за использование образа ее отца в неэтичной рекламе. Суть дела корреспонденту "Труда" изложил Сергей Воронов, юрист профсоюза деятелей искусства и культуры РФ, представляющий в суде интересы семьи Папановых.
Вначале по телевизионным каналам прошел рекламный ролик, затем в аптеках и на улицах Москвы появились плакаты, призывающие покупать карамель, устраняющую запах лука, алкоголя и табака. Для них был использован кадр из фильма "Бриллиантовая рука" - эпизод, где у Лелика-Папанова отклеивается ус.
Когда Елена Анатольевна увидела эту рекламу по телевидению, а вслед за ней еще и плакаты, ей стало просто дурно. Посоветовавшись с родными, которые тоже сочли, что это оскорбляет память об артисте, она решила обратиться в суд.
Сложность в том, что производителем таблеток и заказчиком рекламы является американская компания "Коллинс-Кашлинский корпорейшн", не аккредитованная на территории РФ. Из-за этого ее не привлечешь к суду. Однако, по словам Сергея Воронова, распространителями ее товара на территории России является некая фирма "СКС-Альянс", находящаяся "в родственных" отношениях с компанией-производителем. Она-то и была заявлена ответчиком. Позднее в качестве соответчика был привлечен и киноконцерн "Мосфильм" - обладатель авторских прав на фильм "Бриллиантовая рука" и фотографии со съемок.
Сергей Воронов считает, что в данном случае нарушены статьи сразу нескольких законов. А вот по мнению Светланы Пылевой, начальника юридического отдела "Мосфильма", ничего особенного не случилось. На ее взгляд, нет ничего порочащего достоинство в этой рекламе, поскольку используется не изображение Анатолия Папанова, а лишь образ контрабандиста Лелика, созданный актером.
С этим категорически не согласна Елена Папанова,считающая, что границы между образом и изображением актера давно размыты.
- Молодое поколение, которое практически не знакомо с творчеством отца и созданными им образами, - сказала она корреспонденту "Труда", - видит на этих плакатах не Лелика, а Анатолия Папанова. Я сама актриса и уверяю, что со временем образ плотно сживается с личностью исполнителя. Так, например, когда мне говорят о Смоктуновском, он предстает передо мной Гамлетом. А у детей отец вообще ассоциировался с волком из "Ну, погоди!". Мне неприятно, что тот же "Мосфильм", представители которого на всех перекрестках говорят об уважительном отношении к памяти великих артистов, гордости нашего кинематографа - бездумно продают кадры из фильмов. Что им мешало позвонить и спросить: можно ли продать такой-то кадр с изображением вашего отца?
В судебной практике уже были подобные процессы. В конце 1999 года известный актер Юрий Яковлев смог добиться компенсации за понесенный моральный ущерб. Рекламное агентство "Арт-Сити" выплатило ему 10 тысяч рублей за использование его изображения в роли Ивана Грозного из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Яковлев, сам того не подозревая, рекламировал водку "Штерн" на щитах в центре Москвы...